Стиль философствования

Тема молчания

Понятие греха

Отчаяние и вера

Экзистенциализм

· Человек, согласно Кьеркегору, — это прежде всего человек существующий, это экзистенция (existentia), соединяющая в себе противоположности: вечное и временное, бесконечность и конечность, свободу и необходимость.

· Совокупность отношений, из которых состоит человеческая самость, не является самостоятельной. Существует три основных отношения, образующих человека:

o отношение между противоположностями,

o отношение к этому отношению, или человеческое Я,

o отношение к иному, или Богу.

· «Смертельной болезнью» и одновременно отправной точкой для самосознания оказывается отчаянье.

· Действительный предмет любого отчаянья – собственное Я человека:

o отчаянье, когда человек не знает своего Я (неистинное отчаянье);

o отчаянье, когда не желают быть собою;

o отчаянье, когда желают быть собою.

· Осознавая свой грех, необходимо продолжать желать оставаться собой, и тогда мы обретем веру и в этой вере преодолеем свое отчаяние.

· Грех – это «отчаяние перед Богом». «Грех подразумевает Я, поднятое к бесконечной мощи идеей Бога, а стало быть, подразумевает также максимальное осознание греха как действия. Именно это выражено в тезисе, что грех — это нечто положительное; его позитивность состоит как раз в том, чтобы быть перед Богом».

· На жизненном пути каждый человек проходит три стадии развития (осознания своего греха):

1) эстетическую (наслаждение);

2) этическую (свобода);

3) религиозную (вера).

· «Единичный индивид» – это человек, не просто стоящий выше всеобщего, но человек, находящийся в абсолютном отношении к Абсолюту, т. е. нашедший Бога, вступивший на путь веры.

· «Единичный индивид» молчит, поскольку у него отсутствует связь со всеобщим, поскольку его никто и никогда не поймет.

· Никто не может дать ему совета, в том числе и другой рыцарь веры, поскольку «когда другой индивид должен пройти тот же путь, он совершенно таким же образом должен стать единичным», а значит, и не нуждается ни в каких указаниях.

· Кьеркегор не стремится создать никакой системы и намеренно не соблюдает общепринятые нормы научного изложения: свой собственный стиль он называет «диалектической лирикой».

· Выше рассудка, выше рефлексии Кьеркегор ставит страсть. Стремление Кьеркегора заключается в том, чтобы повлиять на современников, изменить их, потому что ни их поведение, ни их самосознание его не устраивают.

· Подлинное самосознание есть не созерцание, а действие, привести к которому способен не научный или философский труд, а скорее проповедь, которая представляет собой «искусство убеждать».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: