РАЗДЕЛ I. ФАРМАЦИЯ И ЭТИКА
ПРЕДИСЛОВИЕ
СОДЕРЖАНИЕ
ISBN 985-466-044-3
ISBN 985-466-044-3
Церковский А.Л.
Основана в 1999 году в Витебском государственном
Ц 44
ББК 52.82п
СОДЕРЖАНИЕ.
1. Общая фармакология……………………………………………………..2
2. Общая фармакология (продолжение)……………………………………8
3. ЛС, влияющие на передачу возбуждения в холинергических синапсах……………………………………………………………………...14 4. ЛС, влияющие на передачу возбуждения в адренергических синапсах……………………………………………………………………..24
5. Наркотические анальгетики…………………………………………….31
6. Ненаркотические анальгетики………………………………………….39
7. Противоэпилептические и противопаркинсонические средства …….45
8. Психотропные средства (нейролептики, соли лития)……………........53
9. Психотропные (транквилизаторы, седативные средства, антидепрессанты, психостимуляторы)…………………………………….60
10. Ноотропные средства. Адаптогены. Актопротекторы………………..71
11. Средства, применяемые при коронарной недостаточности…………..78
12. Средства для наркоза……………………………………………………86
13. Средства, влияющие на функции органов дыхания…………………..97
14. Сердечные гликозиды………………………………………………….106
15. Гипотензивные средства……………………………………………….113
16. Мочегонные средства…………………………………………………..122
17. Противоаритмические средства……………………………………….130
18. Средства, влияющие на систему крови……………………………….139
19. Противоатеросклеротические средства……………………………… 149
20. Гормональные препараты……………………………………………...158
21. Гормональные препараты (продолжение)……………………………167
22. Лекарственные средства, влияющие на процессы воспаления и аллергии…………………………………………………………………….179
23. Лекарственные средства, влияющие на иммунитет………………….189
24. Соли щелочных, щелочноземельных металлов, кислоты, щелочи…199
25. Антисептические и дезинфицирующие средства…………………….204
26. Химиотерапевтические средства. Антибиотики……………………..212
27. Антибиотики (продолжение)…………………………………………..220
28. Сульфаниламидные препараты. Антибактериальные препараты разного химического строения……………………………………………232
29. Противотуберкулезные, противосифилитически, противовирусные средства…………………………………………………………………….242
30. Противогрибковые и противоглистные средства……………………253
31. Противоопухолевуе (противобластомные) средства………………...262
32. Радиопротекторы и средства, способствующие выведению радионуклеидов из организма…………………………………………….270
33. Взаимодействие лекарственных средств……………………………..277
34. Основные принципы лечения острых отравлений ЛС………………292
Серия программ и учебников «Психология в медицине»
медицинском университете.
Рецензенты:
Кирпиченко А.А. – профессор, доктор медицинских наук, заведующий кафедрой психиатрии и наркологии Витебского государственного медицинского университета, Заслуженный деятель науки РБ
Воронов Г.Г. – доцент, кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой общей и клинической фармакологии с курсом ФПМФО Витебского государственного медицинского университета
Ц 44Фармацевтическая этика. Курс лекций / А.Л. Церковский. – Витебск, ВГМУ, 2003. – 143 c.
Курс лекций «Фармацевтическая этика» написан с учетом типовой программы по курсу «Фармацевтическая этика» (Минск, 1999).
Автор курса ставит перед собой цель помочь студентам усвоить знания о морально-этической культуре провизора, нормах поведения, характере взаимоотношений всех участников фармацевтического взаимодействия.
Курс лекций знакомит с мировыми тенденциями в развитии фармации как отрасли здравоохранения, с новыми функциями в деятельности провизора.
Использование в лекционном материале примеров из провизорской практики вооружает студентов конкретными знаниями в области фармацевтической этики.
Пособие адресовано студентам фармацевтических факультетов медицинских вузов.
УДК 615.1:17(042.3/.4)
ББК 52.82п
Ó Церковский А.Л., 2003
Ó Витебский государственный медицинский университет, 2003
Предисловие…………………………………………………………. Раздел I. Фармация и этика………………………………………. Лекция 1 История и современное состояние фармацевтической этики…………………………………………………………………. Лекция 2 Основы профессиональной этики в фармации: функции, принципы, нормы……………………………………………… Лекция 3 Личность провизора как фактор успешного взаимодействия с клиентом…………………………………………………….. Лекция 4 Психология клиента (посетителя аптек)………………... Лекция 5 Этика коммуникативных отношений с клиентом……... Лекция 6 Этико-деонтологические аспекты отношений в диаде «провизор-лекарство»………………………………………………. Лекция 7 Взаимоотношения в фармацевтическом коллективе….. Лекция 8 Конфликты в профессиональной деятельности провизора…………………………………………………………………… Лекция 9 Тренинг коммуникативной компетентности провизора Лекция 10 Этика взаимодействия провизора и врача в современных условиях………………………………………………………… |
Прежде всего, не вреди жизни,
не вреди здоровью больного.
Гиппократ
Фармацевтическая этика является частью общей этики. Как прикладная наука она изучает морально-этическую культуру фармацевтического работника, нормы поведения и характер взаимоотношений всех участников профессионального взаимодействия.
Фармацевтическая этика тесно связана с медицинской, поскольку деятельность врача и провизора направлена на сохранение и укрепления здоровья человека. Это становится очевидным особенно сейчас, когда активно разрабатывается концепция «ответственного самолечения», то есть самостоятельного применения населением препаратов безрецептурного отпуска (ПБО) для лечения некоторых заболеваний, не требующих вмешательства врача.
Одним из требований сегодняшнего дня, предъявляемых к работе провизора при обслуживания клиента, является выполнение им функции врача-парапрофессионала.
Фармацевтический работник несет моральную ответственность за возможные отрицательные последствия при:
* создании лекарственных средств и их клинических испытаниях;
* производстве фармацевтических и парафармацевтических товаров;
* контроле качества и доведении фармацевтической продукции до потребителей;
* рекламировании и реализации лекарственных средств (в том числе ПБО);
* работе контрольно-разрешительных и надзорных систем.
Фармацевтическая этика как самостоятельный курс входит в состав комплексной программы этико-психологической подготовки провизора. Особое место в ней занимает формирование психологической компетентности фармацевтического работника как субъекта деятельности.
Психологические особенности провизора, его отношение к себе, опосредованно определяют характер взаимоотношений в диадах «провизор – клиент», «провизор – врач», «коллега – коллега», «руководитель – подчиненный». Все эти отношения, в которые вступает провизор в ходе фармацевтического взаимодействия, являются слагаемыми результативности его профессиональной деятельности.
Успешность этой деятельности во многом определяется психологическими особенностями провизора. К ним относятся:
1) мотивация достижения успеха, стремление быть успешным и представление об активности и действиях, способных привести к успеху и предотвращающих неудачи в фармацевтическом взаимодействии, что обеспечивает реализацию профессионального потенциала личности в деятельности;
2) позитивная «Я-концепция» (динамическая система положительных представлений о самом себе, сопряженная с самооценкой), уверенность в себе;
3) внутренний локус контроля (понимание того факта, что в достижении успеха или неуспешности в жизни и деятельности все зависит от меня и моих стараний больше, чем от других людей и обстоятельств), что обеспечивает возможность сохранения контроля за ситуацией, ее исходом и повышает вероятность успеха в последующих действиях;
4) стремление к самоактуализации, высокий уровень личностной зрелости и потребность быть индивидуальным;
5) самостоятельность и независимость (высокий уровень личностной свободы).
Целью курса является усвоение студентами знаний о морально-этической культуре провизора, норм поведения и характера взаимоотношений всех участников фармацевтического взаимодействия.
В процессе изучения курса фармацевтическую этику не следует рассматривать как перечень неких нравственных истин, которые необходимо сообщать студентам подобно прочему фактическому материалу, предусмотренному программой.
Главным в ее изучении является поощрение студентов к осмыслению сложных нравственных вопросов и стремлению придерживаться моральных принципов в своей будущей профессиональной деятельности. Такой методический подход реализуется через сочетание лекций, групповых дискуссий на практических и семинарских занятиях с тренинговыми и практическими упражнениями, которые выполняются студентами вместе с преподавателями. В основе методики проведения практических занятий лежат идеи «инновационного обучения» или принципы нового педагогического мышления.
К ним относятся:
– принцип диалогизации (и в обмене информацией, и в ролевом социальном взаимодействии, и в межличностном общении обеспечивается равенство партнеров, эмоциональная открытость и доверие);
– принцип проблематизации (стимулирование тенденции к интеллектуальному росту, создание условий для самостоятельного поиска решений, обучение студентов постановке познавательных задач);
– принцип персонализации (отказ от гипертрофированного ролевого взаимодействия, включение личностного опыта студента-медика, умение проектировать медицинское взаимодействие);
– принцип индивидуализации (ориентация на специфичность интересов и способностей каждого студента, сравнение успехов и достижений с его прежними достижениями, а не со стандартом).
Таким образом, перед студентами в курсе поставлены следующие задачи:
1) изучение основных положений фармацевтической этики (истории, функций, принципов, концепций, норм и т.д.);
2) ознакомление с правилами коммуникативного взаимодействия в диадах «провизор – клиент», «провизор – врач», «коллега – коллега» и др.;
3) обсуждение практических ситуаций, возникающих в процессе фармацевтического взаимодействия;
4) совершенствование социально-психологической культуры будущего провизора.
Социально-психологическая культура провизора предполагает наличие у него определенных профессиональных взглядов и убеждений, установки на эмоционально-положительное отношение к клиенту и целый комплекс коммуникативных качеств и умений, необходимых ему для профессионального взаимодействия.
Курс по фармацевтической этике составлен в соответствии с новыми учебными планами и включает следующие разделы: Раздел I. Фармация и этика. Раздел II. Личность участников фармацевтического взаимодействия. Раздел III. Этика фармацевтического взаимодействия. Раздел IV. Фармация и медицина: этический аспект взаимоотношения.
Курс «Фармацевтическая этика» предназначен для студентов второго года обучения и является ступенью в системе непрерывной психологической и деонтологической подготовки будущего провизора. Он тесно связан с социально-гуманитарными дисциплинами, психологическими и педагогическими основами профессиональной деятельности провизора.
Лекционный материал создает основу для последующего изучения биоэтики, деонтологии и элективных курсов («Психология общения», «Психология межличностного конфликта», «Психология управления персоналом фармацевтического учреждения», «Коммуникативная компетентность провизора: диагностика и развитие» и др.).