Принципы сотрудничества провизора с клиентом

Литература

1. Гройсман А.Л. Медицинская психология: Лекции для врачей. – М.: Магистр, 1998. – 360 с.

2. Квасенко А.В., Зубарев Ю.Г. Психология больного. – М.: Медицина, 1980. – 184 с.

3. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине. – Прага: Авиценум, 1983. – 405 с.

4. Матвеев В.Ф. Основы медицинской психологии, этики и деонтологии: Учебн. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Медицина, 1989. – 174 с.

5. Орлов А.H. Исцеление словом. – Красноярск: КГУ, 1989. – 512 с.

6. Практикум по психологии. Общая и социальная психология / Под ред. Р.Д. Твороговой. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 1997. – 374 с.

7. Программы общих курсов, спецкурсов и практикумов подготовки дипломированных психологов по специализации: «Клиническая психология» / Под ред. Ю.Ф. Полякова, Е.Д. Хомской, И.М. Кадырова. – М.: Ин-т психологии РАH, 1996. – 193 с.

8. Программа учебного курса «Медицинская этика» / Сост. В.П. Дуброва. – Минск, 1998. – 15 с.

9. Программа учебного курса «Фармацевтическая этика» / Сост. В.П. Дуброва, А.Л. Церковский. – Минск, 1999. – 16 с.

ЛЕКЦИЯ 5

ЭТИКА КОММУНИКАТИВНЫХ ОТНОШЕНИЙ С КЛИЕНТОМ

Принципы сотрудничества провизора с клиентом. Принцип уважения личности клиента, его свободы и независимости, чести и достоинства – одна из главных нравственных задач провизора. Принципы фармацевтического сотрудничества. Принцип достижения взаимного согласия. Принцип достижения взаимного доверия. Принцип взаимной ответственности. Психотерапевтическое воздействие личности провизора на клиента. Провизор (фармацевт) и речевая психотерапия. Основы психотерапевтического воздействия личности провизора на клиента. Психология болеющего провизора.

Процесс сотрудничества провизора с клиентом необходимо рассматривать как их совместную работу, направленную на успешное разрешение имеющихся у клиента проблем.

Установление контакта с клиентом требует от провизора определенных умений. При всем разнообразии технических приемов установления контакта неизменными являются главные принципы, без соблюдения которых нельзя рассчитывать на успех.

1.1. Принцип уважения личности клиента, его свободы и независимости, чести и достоинства – основа общения

в диаде «провизор – клиент»

В основе уважительного отношения к человеку лежит древнейшее и общепризнанное «золотое» правило нравственности, представленное в Евангелие от Матфея и гласящее: «… во всем, как хотите, чтобы с Вами поступали люди, так поступайте и Вы с ними …».

В рассматриваемом нами аспекте данное правило требует от любого, кто участвует в оказании фармацевтической (медицинской) помощи постановки, перед собой вопросов:

1. Хотел бы он сам, чтобы по отношению к нему практиковалось игнорирование его человеческих прав, желаний, склонностей и симпатий?

2. Захотел бы он сам во всем подчиняться другому человеку, хотя бы и считающему, что он действует из лучших, по его мнению, побуждений?

Практически любое заболевание сопровождается тем, что у больного ослабевает или утрачивается способность самому защитить свою свободу, честь, достоинство и гражданские права (дефицитарный компонент сенсологического этапа формирования отношения человека к болезни).

Помочь ему в этом – одна из главных нравственных задач специалиста (провизора, врача).

Право клиента на свободу и независимость его личности, на уважительное и гуманное отношение к своей значимости должно быть поставлено на первое место. [2, 3, 10]

Признание приоритетности принципов гуманности и соблюдение прав человека требует от провизора осознания своего отношения к клиенту (пациенту, больному) и работы по воспитанию в себе терпимости к поведению клиента (если, конечно, оно не представляет опасности), уважения его права на самоопределение и самовыражение.

В основе унижения достоинства клиента (пациента) лежат:

– дефицит внимания и уважения к нему;

– игнорирование мнения, жалоб и просьб клиента;

– уклонение от обсуждения с ним проблем здоровья и лечения;

– не санкционированное самим клиентом вмешательство в его личную жизнь.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: