Фармацевтическая этика и деонтология

С учетом особенностей профессиональной деятельности в сфере лекарственного обслуживания специалист с фармацевтическим образованием должен обладать определенными социально-психологическими свойствами личности, отвечающими потребностям общества, принципам фармацевтической этики и деонтологии.

Этика (ethos – обычай, нрав, характер) – это учение о нравственности, нормах поведения, морали. Из общих принципов морали и этики вытекают отличительные особенности профессиональной этики, в том числе фармацевтической. Фармацевтическая этика, как часть общей этики, является наукой о нравственных ценностях поступков и поведения фармацевтических работников всех уровней в процессе профессиональной деятельности. Исторически так сложилось, что фармация развивалась параллельно с медициной, поэтому те моральные устои, которые составляют этическую основу медицины, в равной степени относятся и к фармации.

Профессиональная этика провизора (фармацевта), так же, как и врача, подчинена целям охраны здоровья и жизни человека. Вне зависимости от социально-общественного обустройства обязательным условием медицинской и лекарственной помощи всегда было и остается соблюдение определенных морально-этических принципов во взаимоотношениях врачей и фармацевтических работников с больными.

Согласно этим принципам специалисты, стоящие на страже здоровья людей, должны обладать высокими моральными качествами, проявлять сострадание к больному, быть терпеливыми и спокойными, никогда не терять самообладания. В "Аптекарском уставе", принятом в 1789 году Петром 1, говорилось, что "аптекарь, яко добрый гражданин, верно хранящий присяжную должность, повинен быть искусен, истен, совестен, благоразумен, трезв, прилежен, во всякое время присутствен, исполняющий звание свое всеобщему благу соответственно". Данное положение актуально и в настоящее время, поскольку согласуется с общественной ролью фармацевта, глубокой социальной значимостью фармацевтической профессии.

Несмотря на историческую общность развития, фармацевтическая этика имеет некоторые отличия от врачебной. Специфика состоит в выполняемых функциях, ограничении непосредственных контактов некоторых фармацевтических работников с больными, разноплановости работы различных служб аптеки в сравнении с относительной одноплановостью профессионально-должностных обязанностей врача. Отличительная окраска фармацевтической этики обусловлена тем, что провизор или фармацевт не лечит больного, не дает назначений, но стремится помочь ему быстрым и точным приготовлением нужного лекарства, психотерапией, вселяя в больного веру в выздоровление, в исцеляющее действие препарата, в фармацию и медицину в целом. Для этого провизор (фармацевт) должен обладать высокими профессиональными и нравственными качествами, правильно строить и регулировать свои взаимоотношения с посетителями аптеки, пользуясь методами психологического воздействия на больного.

Свое практическое выражение этика фармацевтического работника находит в конкретных нравственных принципах, определяющих отношения провизора (фармацевта) и больного, провизора (фармацевта) и врача, фармацевтических работников в своем профессиональном коллективе, в рационально организованном рабочем месте, высоком профессиональном мастерстве, общей культуре, культуре поведения и труда. Весь этот нравственный комплекс принято обозначать термином " деонтология ", происходящим от греческих слов ("deon" – долг и "logos" – учение).

Содержание термина "деонтология" впервые было раскрыто в 30-х годах прошлого столетия английским философом И.Бентамом для обозначения теории нравственности в целом, долга и должного как специфической для нравственности формы проявления социальной необходимости.

Под фармацевтической деонтологией следует понимать учение о морально-этических принципах поведения провизора (фармацевта) при выполнении им своих профессиональных обязанностей.

Одним из главных аспектов фармацевтической деонтологии являются взаимоотношения с больными и посетителями (клиентами) аптек. Они, как правило, определяются первым впечатлением, произведенным работником аптеки на больного.

Здесь большое значение имеют внешний вид провизора (фармацевта), его опрятность, осанка, речь и интонация, мимика, умение выслушать больного и выразить свое отношение к его проблемам так, как он того ожидает; эстетическое оформление лекарства; доступное разъяснение правил приема лекарственного препарата.

Психологами установлено, что 60-65% запоминаемого принадлежит зрению, 10-15% – слуху, 7-10% – осязанию и т.д. Поэтому, объясняя больному способ приема, надо держать лекарство в руках и сконцентрировать на нем внимание.

В общении с больным (клиентом) для провизора (фармацевта) важны хорошая память и внимание, чтобы не допустить невыполнения данных обещаний; интуиция, чтобы предугадать поведение, чувства и мысли больного.

В настоящее время значительное внимание уделяется стандартизации фармацевтического обслуживания, среди задач которого выделяются высокий уровень сервиса, создание положительного имиджа аптеки, привлечение новых клиентов и формирование постоянного контингента посетителей. Решение их служит достижению главной цели предприятий бизнеса – увеличению прибыли.

В основе качественного обслуживания населения лежат ключевые составляющие системы сервис-менеджмента: стандартизация обслуживания, обучение персонала, система мотивации персонала, программа контроля качества обслуживания, корпоративная культура.

К распространенным правилам обслуживания клиента в аптеке относятся:

· клиент – это самое важное лицо аптеки;

· клиент – это главная часть бизнеса, а не помеха ему;

· клиент делает одолжение, заходя в определенную аптеку, а не провизор (фармацевт) аптеки делает одолжение, обслуживая его;

· клиент обладает такими же эмоциями и чувствами, как и работник аптеки;

· не клиент зависит от аптеки, а аптека зависит от него;

· появление клиента в аптеке – это главная цель ее работы; с клиентом не спорят;

· целью работников аптеки является удовлетворение пожеланий клиента;

· клиент заслуживает максимально учтивого и внимательного обслуживания.

Созданию доброжелательных отношений с клиентом способствуют: умение выражать положительный эмоциональный настрой; открытость для покупателя; способность представить себя на месте клиента; умение создать мотивирующую атмосферу.

Нравственные и правовые аспекты взаимоотношений с больным (клиентом) предусматривают сохранение в тайне некоторых неблагоприятных сведений о его заболевании, это благотворно воздействует на лечение и способствует быстрейшему выздоровлению. В некоторых западных странах (Франции, Бельгии, Голландии) существует наказание за разглашение врачебной тайны.

Важное место в комплексе деонтологических мероприятий занимают взаимоотношения провизора (фармацевта) и врача, основой которых является общность их задачи – сохранение здоровья человека. Отношения между фармацевтом и врачом должны строиться на взаимном уважении, поддержании авторитета друг друга в глазах больного.

Провизор (фармацевт) должен оказывать всестороннюю помощь врачу в его лечебно-профилактической деятельности, не допускать в присутствии больного нетактичных высказываний в адрес врача или назначенных им лекарств, тем более не брать на себя функции врача и предлагать больному лекарства по своему усмотрению. Обнаружив в рецепте ошибку, провизору (фармацевту) не следует указывать на это больному, а необходимо найти способ без его ведома исправить ее. Однако и оставлять без внимания ошибки врачей было бы неверно с позиций деонтологии, так как подобные упущения могут нанести вред больному. Поэтому обо всех случаях неправильно выписанных рецептов необходимо ставить в известность как самих врачей, так и руководителей лечебно-профилактических учреждений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: