Этика фармацевтического бизнеса. Уважением в аптеке, где работает коллектив единомышленников, пользуются, прежде всего, те провизоры

Деятельности провизора

Уважением в аптеке, где работает коллектив единомышленников, пользуются, прежде всего, те провизоры, которые постоянно изучают фармацию. Только высокообразованный работник аптеки может заслужить авторитет у больного, врача, товарищей по работе.

Здесь уместно напомнить слова известного древнегреческого врача Сушрута, который писал: «Лекарство в руках знающего человека уподобляется напитку бессмертия и жизни, в руках невежды – подобно огню и мечу».

Фармацевты повышают свою квалификацию, участвуя в семинарах, конференциях, в работе научного общества фармацевтов, обмениваясь опытом. При этом глубокие профессиональные знания, умения, навыки только тогда будут способствовать успешной профессиональной деятельности провизора, если он научится:

1) во-первых, постоянно совершенствовать свои знания, вырабатывать навыки исследователя, развивать широкий теоретический кругозор. Без этого трудно ориентироваться во все увеличивающемся объеме знаний, в растущем потоке научной информации;

2) во-вторых, работать над собой, изыскивать новые препараты, изучать лекарственное сырье, непрерывно пополнять свои знания, проводить лекции и беседы с больными и здоровыми, т.к. чем больше внимания уделяется здоровым, тем меньше больных.

Большое значение для профессионального роста провизоров имеет наставничество. Наставник как эстафету дружбы и человеколюбия передает свой опыт и знания молодежи. При этом он ощущает радость, гордость за свою профессию, ибо, по выражению Руставели, «что припрячешь – то погубишь, что раздашь – вернется снова».

Ни для кого не секрет, что лекарственные средства занимают особую группу на рынке товаров. Специфика этой группы состоит в том, что конечный потребитель, не имея повседневного опыта, знаний и внешней объективной информации, не может самостоятельно разобраться в том огромном количестве ЛС, которые представлены на фармацевтическом рынке, и их качестве. При этом последствия неправильного использования ЛС или использования некачественных препаратов могут быть катастрофическими и даже смертельными.

Пример. Человек, страдающий серьезным недугом, видит рекламу, обещающую одной капсулой излечить его болезнь. В поликлинике очередь, чтобы проконсультироваться, и надо ее отстоять. Он идет в аптеку, где в руки ему попадается красочная брошюра, подтверждающая «чудодейственность» препарата. Далее милая девушка-провизор, улыбаясь, советует приобрести именно этот, более дорогой (а это выгодно для аптеки) препарат. Итог – в руках доверчивого покупателя оказалось не то, что действительно излечило бы его, а какая-либо яркая упаковка с БАД, магнитный браслет или аппарат лучевой терапии, за который больной выложил последние деньги.

Немаловажно, что под прицел этого действенного метода попадает не только простой потребитель, но и такие образованные люди, как врачи и провизоры. А ведь именно они являются генераторами спроса на лекарственные средства (ЛС).

В фармацевтическом бизнесе зачастую используются такие тонкие механизмы воздействия на подсознание и психику человека, что отличить правдивую информацию об ЛС от той, которую хочет навязать продавец, бывает очень трудно, тем более, если продавец был подвергнут такой же обработке. Мы говорим о нейролингвистическом программировании (НЛП).

НЛП – это область психологии. Во всем мире эти методы используются уже давно. А большинство людей даже и не подозревает о том, что при определенном сочетании букв, звуков, формулировок, при определенном построении предложения их мозг программируют на «заказанные» действия, провоцируя совершать покупки. В связи с этим встает вопрос об этичности применения НЛП при продвижении фармацевтических товаров.

В фармацевтическом бизнесе есть четкие рамки и правила, делающие этот процесс этичным. В России, например, имеются законы «О лекарственных средствах», «О рекламе», «О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения», Этический кодекс фармацевтического работника и др. Но они все же не могут заставить недобросовестных продавцов не пользоваться грязными приемами.

Даже, несмотря на несовершенство правовой базы в области продвижения, каждый специалист должен помнить следующее: истинный профессионализм неизбежно должен иметь в своей основе определенную нравственную доминанту, понимание своего профессионального долга и щепетильное отношение к профессиональной чести, ответственности и достоинству.

Из этого следует вывод, что любая информация о лекарстве обязательно должна быть точной, достоверной и правдивой. А целью продвижения ЛС на рынок должна быть не прибыль любой ценой, а реальная забота о здоровье человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: