Понятие системы законодательства

Разобранное нами ранее понятие системы права близко, но не тождественно понятию «система законодательства». Если система права складывается в первую очередь помимо воли законодателя, поскольку в основе деления отраслей права в первую очередь учитывается логика правового регулирования, то в основу построения системы законодательства положен иной критерий – утилитарный (критерии полезности, удобства и целесообразности).

Приведем пример. Известно, что ядром гражданского права является Гражданский кодекс РФ, и при этом учтем, что гражданское право – элемент системы права, а Гражданские кодекс РФ – элемент системы законодательства. Нередко среди статей Гражданского кодекса РФ мы можем найти нормы не частноправового характера, а публично-правового. Почему? Дело заключается в том, что несмотря на различную правовую природу, нормы находятся в составе единого акта (Гражданского кодекса РФ), поскольку так их удобнее использовать и применять. Конечно, можно было бы разделить эти нормы – чисто частноправовые оставить в Гражданском кодексе, а чисто публично-правовые выделить из него и отправить в другой акт. Однако это является нецелесообразным, порождает трудности в правоприменении, усиливает волокиту и превращает реализацию права в «хождение по мукам».

Например, отношения купли-продажи, несомненно, являются частноправовыми, гражданскими, договорными. Однако в случае, когда объектом купли-продажи становится жилое помещение, законодатель предписывает обязательность проведения государственной регистрации договора в органе Федеральной регистрационной службы (публично-правовая норма). Нормы, регулирующие отношения, связанные с куплей-продажей, имеют принадлежность к отрасли гражданского права, а нормы, регулирующие проведение государственной регистрации, имеют принадлежность к отрасли административного права.

Таким образом, для совершения сделки купли-продажи жилого помещения необходимо вступить в два правоотношения. Первое будет являться частным (стороны самостоятельно договариваются об условиях приобретения и отчуждения жилого помещения), а второе – публичным, поскольку несмотря на согласование всех условий сторонами самостоятельно, законодатель требует регистрации такого договора, то есть требует вступления в отношения с органами государственной власти (публично-правовое, административное отношение).

Таким образом, под системой законодательства (в широком смысле) следует понимать совокупность всех нормативно-правовых актов, действующих на территории определенного государства.

В узком смысле система законодательства сводится лишь к совокупности законов.

В отличие от отраслей права, количество которых ограничено в силу правовой природы существующих норм (абсолютно любую норму можно определить в уже существующие отрасли права), количество отраслей законодательства является неисчерпывающим. Например, отношения, связанные со страхованием являются частными, однако существует множество публичных норм, связанных с осуществлением страховой деятельности. При этом страховое право (страхование) является лишь одним комплексным элементов системы гражданского права. Однако существует множество актов, которые образуют целую систему законодательного регулирования отношений по страхованию. Иными словами, даже самый мелкий компонент системы права может являться целой отраслью законодательства.

В современной российской системе законодательства выделяется бесчисленное множество различных законодательств, однако основными являются такие отрасли законодательства как:

1) уголовное;

2) уголовно-процессуальное;

3) уголовно-исполнительное;

4) гражданское;

5) гражданско-процессуальное;

6) арбитражно-процессуальное;

7) административное;

8) административно-процессуальное;

9) жилищное;

10) трудовое;

11) водное;

12) семейное;

13) земельное;

14) лесное;

15) о недрах;

16) об охране окружающей среды.

При этом первые шесть отраслей законодательства относятся к предмету ведения Российской Федерации (то есть федерального государства). Это означает, что все акты, имеющие предмет законодательного регулирования связанный с уголовным преследованием, разрешением гражданских дел в суде и т.п. могут приниматься только на федеральном уровне.

Остальные десять отраслей законодательства относятся к предмету совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов. Это означает, что акты, имеющие предмет законодательного регулирования, связанный с организацией органов исполнительной власти, привлечения к административной ответственности, охране окружающей среды или землепользования могут издаваться как на федеральном уровне, так и на региональном (парламентами субъектов Федерации).

Таким образом, система законодательства может быть всеобщей (совокупность абсолютно всех нормативных актов), федеральной (нормативные правовые акты только федерального уровня) и субъектов (нормативные правовые акты только уровня субъектов Федерации).

Если деление системы законодательства на отрасли представляет собой деление горизонтальное, то деление всей системы законодательства по вертикали представляет собой расположение всех нормативно-правовых актов в зависимости от их юридической силы. Рассмотрим классификацию законодательных актов в зависимости от юридической силы на примере современного российского законодательства.

Иерархия законодательных актов России
Конституция РФ
Федеральные конституционные законы
Федеральные законы
Подзаконные акты

Таблица 50. Система законодательства России в зависимости

от юридической силы нормативно-правовых актов

Более подробно система законодательных актов рассмотрена в параграфе 4 настоящей главы.

Отдельно следует сказать, что каждый акт системы законодательства имеет внутреннюю структуру. Первоосновной любого акта является его статья. Важно иметь в виду, что статья нормативного акта не тождественна норме права, поскольку элементы нормы права (гипотеза, диспозиция, санкция) могут быть разделены и разбросаны по различным нормативным актам. При этом статья может состоять из частей, части статьи могут состоять из пунктов, а пункты из абзацев. Статьи нормативного акта группируются в параграфы, параграфы объединяются в главы, а главы объединяются в разделы. Схематично структуру нормативно-правового акта можно представить следующим образом.

Структура нормативно-правового акта
Раздел
Глава раздела
Статья главы
Часть статьи
Пункт части
Абзац пункта

Таблица 51. Структура нормативно-правового акта


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: