double arrow

Мировой опыт применения среднесрочного планирования

При бюджетном планировании в большинстве стран обязательным является учет событий, который ожидается не только в следующем бюджетном году, но и в будущем. Для разработки годового бюджета, оценки стабильности бюджетной политики и определения изменений, в которых она нуждается, важной является подготовка среднесрочной макроэкономической системы прогнозов. Макроэкономические предвидения - это не просто прогнозы тенденций поведения макроэкономических переменных. Предвидения базируются на определении целей и средств их достижения в таких сферах, как кредитно-денежная политика, бюджетная политика, валютная и торговая политика, управление внешним долгом, регуляция и содействие развития частного сектору и реформирование государственных предприятий. Прогнозы должны охватывать проходящий год и следующие 3-4 года, и включать оценку бюджетных поступлений и расходов.

На начальном этапе страны, которые составляли долгосрочные бюджеты, столкнулись с двумя проблемами: во-первых, это тенденция к завышению показателей экономического роста и имеющихся ресурсов в прогнозном периоде; во-вторых, тенденция распорядителей бюджетных средств воспринимать среднесрочные прогнозы расходов как утвержденные показатели. В последующем это усложняло сокращение расходов даже тогда, когда становилось полностью очевидным, что базовые экономические предположения были слишком оптимистичными или когда изменялись политические приоритеты.

Кроме технических недостатков, одной из причин того, что среднесрочное планирование расходов в прошлые годы не всегда достигало ожидаемых результатов, был недостаточный уровень бюджетной дисциплины в некоторых государственных учреждениях. Самой распространенной слабостью такого планирования является подход, который основывается на "потребностях", что приводит к составлению бюджетов, не согласованных с финансовыми возможностями страны. Эти проблемы заострялись во время разработки многолетних программ, поскольку планирование, которое выходит за пределы бюджетного года, рассматривается как менее обязательное в сравнении с текущим, а искушение завысить потребность слишком большая. Среднесрочное планирование расходов рассматривалось большинством главных распорядителей как механизм определения новых программ и выделения на них средств в бюджетах будущих лет.

Начиная с середины восьмидесятых, ввиду проблем, которые возникали в прошлом, и потребности контролировать расходы, долгосрочные системы составления бюджета из инструмента определения новых программ превратились в инструмент контроля за расходами и инструмент выделения ресурсов при условиях суровых бюджетных ограничений. Это нашло свое отображение в нормативных актах, принятых в ряде стран, согласно которым в основе предположений должен был лежать неизменный политический курс, то есть определялась лишь будущая стоимость существующих программ.

Однако с целью усиления контроля за расходами, некоторые страны утвердили другой подход. Например, в Канаде вместо среднесрочных планов перешли к двухгодичному планированию, поскольку министерства пришли к выводу, что внимание на краткосрочном этапе планирования является целесообразнее с точки зрения бюджетной консолидации.

В Великобритании большая часть расходов планируется на трехлетний срок. Планы прогнозных оценок пересматриваются каждые два года, тогда среднесрочная схема передвигается на следующие два года. Во время планирования и осуществления контроля за государственными расходами в среднесрочный период в Великобритании придерживаются двух основных правил: 1) правительство берет ссуды лишь с целью их инвестирования, а не для финансирования текущих расходов; 2) отношение чистого государственного долга к ВВП должно содержаться на постоянном и целесообразном уровне. Еще одной особенностью составления бюджета является то, что в планах расходов распорядителям бюджетных средств разрешено переносить неиспользованные средства с одного года на другой.

В Германии годовой бюджет составляется на основе среднесрочного финансового плана, который ежегодно подается в парламент. Как план, так и бюджет разрабатываются на основе фискальных предложений, предложенных советом из финансового планирования, в котором представлены все уровни правительства. Оценки будущих доходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу базируются на макроэкономических прогнозах и предположениях. В плане отображается общая фискальная политика и будущие расходы по каждому из сорока больших блоков. Эти блоки состоят из многолетних оценок, сделанных одновременно с годовым бюджетом по каждой статье расходов, включенных в бюджет. Показатели согласовываются с отраслевыми министерствами. При прогнозировании потребности в денежных средствах на следующие три года до некоторых блоков включают поправку на повышение цен (например, по тем социальным расходам, которые индексируются, и выплатам процентов). На каждый год предусматривается нераспределенные плановые резервы на случай последующего роста цен и принятия новых программ, а также общий резерв на увеличение заработной платы. Многолетние оценки согласовываются со среднесрочными целями, но размер назначения, которое выделяется каждому распорядителю средств, является меньше, чем заложенные в бюджет расходы, поскольку общий запланированный резерв включен в прогноз каждого из следующих лет для покрытия дополнительных расходов на новые программы и возможный рост цен.

Наиболее важной целью среднесрочного планирования является установление приоритетов согласно бюджетной политике правительства, а также предотвращение возникновения ситуаций, когда государственные расходы превышают прогнозные ресурсы в среднесрочной перспективе. Министерство финансов каждый год выпускает детальные бюджетные инструкции, а также разрабатывает специальные нормы, которые регулируют рост текущих или административных расходов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: