При бюджетном планировании в большинстве стран обязательным является учет событий, который ожидается не только в следующем бюджетном году, но и в будущем. Для разработки годового бюджета, оценки стабильности бюджетной политики и определения изменений, в которых она нуждается, важной является подготовка среднесрочной макроэкономической системы прогнозов. Макроэкономические предвидения - это не просто прогнозы тенденций поведения макроэкономических переменных. Предвидения базируются на определении целей и средств их достижения в таких сферах, как кредитно-денежная политика, бюджетная политика, валютная и торговая политика, управление внешним долгом, регуляция и содействие развития частного сектору и реформирование государственных предприятий. Прогнозы должны охватывать проходящий год и следующие 3-4 года, и включать оценку бюджетных поступлений и расходов.
На начальном этапе страны, которые составляли долгосрочные бюджеты, столкнулись с двумя проблемами: во-первых, это тенденция к завышению показателей экономического роста и имеющихся ресурсов в прогнозном периоде; во-вторых, тенденция распорядителей бюджетных средств воспринимать среднесрочные прогнозы расходов как утвержденные показатели. В последующем это усложняло сокращение расходов даже тогда, когда становилось полностью очевидным, что базовые экономические предположения были слишком оптимистичными или когда изменялись политические приоритеты.
|
|
Кроме технических недостатков, одной из причин того, что среднесрочное планирование расходов в прошлые годы не всегда достигало ожидаемых результатов, был недостаточный уровень бюджетной дисциплины в некоторых государственных учреждениях. Самой распространенной слабостью такого планирования является подход, который основывается на "потребностях", что приводит к составлению бюджетов, не согласованных с финансовыми возможностями страны. Эти проблемы заострялись во время разработки многолетних программ, поскольку планирование, которое выходит за пределы бюджетного года, рассматривается как менее обязательное в сравнении с текущим, а искушение завысить потребность слишком большая. Среднесрочное планирование расходов рассматривалось большинством главных распорядителей как механизм определения новых программ и выделения на них средств в бюджетах будущих лет.
Начиная с середины восьмидесятых, ввиду проблем, которые возникали в прошлом, и потребности контролировать расходы, долгосрочные системы составления бюджета из инструмента определения новых программ превратились в инструмент контроля за расходами и инструмент выделения ресурсов при условиях суровых бюджетных ограничений. Это нашло свое отображение в нормативных актах, принятых в ряде стран, согласно которым в основе предположений должен был лежать неизменный политический курс, то есть определялась лишь будущая стоимость существующих программ.
|
|
Однако с целью усиления контроля за расходами, некоторые страны утвердили другой подход. Например, в Канаде вместо среднесрочных планов перешли к двухгодичному планированию, поскольку министерства пришли к выводу, что внимание на краткосрочном этапе планирования является целесообразнее с точки зрения бюджетной консолидации.
В Великобритании большая часть расходов планируется на трехлетний срок. Планы прогнозных оценок пересматриваются каждые два года, тогда среднесрочная схема передвигается на следующие два года. Во время планирования и осуществления контроля за государственными расходами в среднесрочный период в Великобритании придерживаются двух основных правил: 1) правительство берет ссуды лишь с целью их инвестирования, а не для финансирования текущих расходов; 2) отношение чистого государственного долга к ВВП должно содержаться на постоянном и целесообразном уровне. Еще одной особенностью составления бюджета является то, что в планах расходов распорядителям бюджетных средств разрешено переносить неиспользованные средства с одного года на другой.
В Германии годовой бюджет составляется на основе среднесрочного финансового плана, который ежегодно подается в парламент. Как план, так и бюджет разрабатываются на основе фискальных предложений, предложенных советом из финансового планирования, в котором представлены все уровни правительства. Оценки будущих доходов федерального бюджета на среднесрочную перспективу базируются на макроэкономических прогнозах и предположениях. В плане отображается общая фискальная политика и будущие расходы по каждому из сорока больших блоков. Эти блоки состоят из многолетних оценок, сделанных одновременно с годовым бюджетом по каждой статье расходов, включенных в бюджет. Показатели согласовываются с отраслевыми министерствами. При прогнозировании потребности в денежных средствах на следующие три года до некоторых блоков включают поправку на повышение цен (например, по тем социальным расходам, которые индексируются, и выплатам процентов). На каждый год предусматривается нераспределенные плановые резервы на случай последующего роста цен и принятия новых программ, а также общий резерв на увеличение заработной платы. Многолетние оценки согласовываются со среднесрочными целями, но размер назначения, которое выделяется каждому распорядителю средств, является меньше, чем заложенные в бюджет расходы, поскольку общий запланированный резерв включен в прогноз каждого из следующих лет для покрытия дополнительных расходов на новые программы и возможный рост цен.
Наиболее важной целью среднесрочного планирования является установление приоритетов согласно бюджетной политике правительства, а также предотвращение возникновения ситуаций, когда государственные расходы превышают прогнозные ресурсы в среднесрочной перспективе. Министерство финансов каждый год выпускает детальные бюджетные инструкции, а также разрабатывает специальные нормы, которые регулируют рост текущих или административных расходов.