Мировой опыт применения среднесрочного планирования
Обоснование необходимости применения среднесрочного планирования
Стратегическое планирование
Тема 3 Стратегическое и среднесрочное планирование как важные элементы составления бюджета
Стратегическое планирование - это процесс установления стратегических целей и заданий, определения стратегических направлений деятельности, направленных на рациональное использование человеческих и финансовых ресурсов главных распорядителей бюджетных средств.
Стратегии - это методы достижения целей и задач. Стратегия, сформулированная на основе целей и задач, - это средство для превращения расходов на результаты с оптимальным использованием ресурсов, это план, который показывает использование бюджетных и других ресурсов.
Стратегический план - это план, который определяет миссию главного распорядителя бюджетных средств, цели, задачи, курс действий и ожидаемые результаты в долгосрочной перспективе, обычно на период от 3 - 5 и до 10 лет в соответствии с установленными приоритетами правительства, которые отображаются в программных документах, например, в программе деятельности правительства.
|
|
Стратегические планы главных распорядителей должны освещать ключевые моменты, на которых им необходимо сосредоточиться для внедрения приоритетов государственной политики, и пути их достижения. Это существенный инструмент, что позволяет главным распорядителям бюджетных средств достичь поставленных заданий, решить проблемы финансового управления и предоставления государственных услуг и удостовериться, что услуги предоставляются наиболее эффективным путем. Стратегический план обеспечивает возможность развития и совершенствования организационной структуры распорядителя бюджетных средств, и его деятельности в целом.
Стратегические планы должны:
• указывать на основные задания министерства, которые отмечены в соответствующих нормативных документах;
• покрывать период по крайней мере от трех лет и быть совместимыми со среднесрочной оценкой расходов бюджета;
• описывать основные и вспомогательные виды деятельности, которые необходимы для выполнения этих заданий;
• указывать на внутренние функции главного распорядителя, а также на те функции, что распорядитель выполняет по контракту;
• описывать общие и конкретные цели, которых необходимо достичь в среднесрочной перспективе;
• отображать перечень программ, которые выполняются для достижения общих и отдельных целей;
• включать измеряемые задания и результаты от осуществления бюджетных программ;
|
|
• включать предложения относительно увеличения (или уменьшение) постоянных и переменных капитальных активов, запланированных инвестиций и возобновления и содержания материальных активов, а также планы относительно управления финансовыми активами и обязательствами;
• отвечать требованиям, определенным соответствующими нормативными документами.
Качественный стратегический план для отдельного главного распорядителя должен быть:
• комплексным и всеобъемлющим, то есть должен охватывать все аспекты деятельности министерства или ведомства и учитывать все их возможности;
• долгосрочным, то есть осуществляться в течение нескольких лет для того, чтобы определить главное направление развития распорядителя бюджетных средств;
• целеустремленным, то есть таким, которое делает цели главного распорядителя понятными;
• аналитическим, то есть таким, которое подает данные и приводит необходимое толкование информации;
• обоснованным, то есть приводит факты и обоснования предложений;
• ориентированным на конкретные действия, то есть направленным на выполнение конкретных заданий в конкретный срок;
• лаконичным, то есть достаточно коротким для того, чтобы руководители высокого уровня могли быстро с ним ознакомиться, но в то же время содержать достаточно информации, чтобы быть понятным.
Стратегический план, как правило, не содержит информацию относительно оценки деятельности. Однако все стратегические планы должны содержать стратегические ориентиры, которые выражаются в измеримых показателях, то есть стратегические цели и задания, которые позволят в будущем оценивать достигнутые результаты.
При внедрении стратегического плана руководитель распорядителя бюджетных средств должен способствовать эффективному, экономическому и производительному использованию ресурсов для того, чтобы улучшить выполнение ведомством своих функций; использовать с этой целью такие методы организации труда, как перераспределение, упрощение, координация работы, лишения распорядителя средств лишних функций.
Стратегические планы ведомств находят свое отображение в планировании (или прогнозировании) расходов в среднесрочной перспективе. Как свидетельствует зарубежный опыт, среднесрочные прогнозы расходов складываются на основе приоритетов правительства, прогнозов поступлений в бюджет, а также выходя из индивидуальных стратегических планов главных распорядителей. Этот процесс называют среднесрочным планированием.