Укрепление системы государственных финансов является необходимым условием создания постоянной рыночной среды и достижения экономического роста в долговременном периоде. Поэтому переход к среднесрочному бюджетному планированию позволит участникам этого процесса согласовать политику развития в сфере государственных финансов непосредственно, как в рамках подготовки бюджета на соответствующий год, так и на следующие три года, перейдя до формирования долгосрочной бюджетной политики.
Среднесрочное бюджетное планирование - это определение главными распорядителями бюджетных средств на основании Программы деятельности Кабинета Министров Украины, плана своей деятельности на среднесрочный период и объема необходимых средств для достижения целей в среднесрочной перспективе. Обязательным требованием среднесрочного планирования бюджета является отбор соответствующих направлений деятельности и заданий, исходя из финансовых возможностей.
Основной целью внедрения среднесрочного планирования бюджета является повышение дисциплины государственных расходов, а также обеспечение процесса анализа использования средств, которое будет стимулировать принятие более эффективных решений относительно использования бюджетных средств на всех уровнях и планирования главными распорядителями средств своей деятельности.
|
|
Среднесрочное бюджетное планирование является необходимым элементом внедрения программно целевого методу в бюджетном процессе. Переход к среднесрочному бюджетному планированию даст участникам бюджетного процесса возможность согласовать свои стратегические планы деятельности с имеющимися бюджетными средствами как в рамках подготовки проекта бюджета на соответствующий год, так и на следующие периоды, что будет способствовать переходу до формирования долгосрочной бюджетной политики.
Цели среднесрочного планирования:
• улучшение макроэкономического баланса путем разработки согласованных и реалистичных прогнозов доходов в бюджет;
• определение общих целей бюджетной политики и обеспечения открытости в их достижении на протяжении многих лет;
• определение и соблюдение четких приоритетов в сфере государственных расходов;
• обеспечение возможности инициирования изменений в бюджетной политике и механизмов контроля за их реализацией;
• усовершенствование распределения бюджетных средств, направленных на достижение стратегических приоритетов, как за функциями, так и между соответствующими функциями;
• повышение ответственности главных распорядителей бюджетных средств за эффективное и рациональное использование бюджетных средств;
|
|
• усиление общего бюджетного контроля.
Характерные черты системы среднесрочного планирования:
1. Прогнозные оценки разрабатываются в два этапа:
1 этап - прогнозирование, во время которого складываются технические оценки текущих расходов, исходя из существующих условий;
2 этап - программирование, на котором определяется и анализируется стоимость нескольких возможных изменений политического курса.
2. Сосредоточение внимания на изменениях и приоритетах политики Правительства.
3. Прогнозный бюджет не отображает увеличение тех расходов в следующие годы, которые нужны для выполнения новых бюджетных программ.
4. Прогнозный бюджет детализирован в такой же мере, что и бюджет проходящего года, но для поощрения использования средств с наивысшей эффективностью относительно вопроса перераспределения средств между программами, главным распорядителям предоставляется в пределах их компетенции определенная свобода действий.
5. Оценки расходов являются реалистичными.
Среднесрочные прогнозы должны отображать:
• текущее состояние расходов;
• дополнительные расходы, необходимые для обеспечения одинакового уровня и качества услуг в будущем;
• дополнительные расходы или экономию средств, если предусматривается изменить уровень или вид услуг.