В связи с тем, что среднесрочное планирование охватывает три следующие за бюджетным годы, оно дает возможность:
• усилить общий бюджетный контроль;
• установить более четкие приоритеты в сфере государственных расходов;
• разработать более стабильную бюджетную политику;
• повысить ответственность главных распорядителей относительно распределения и использования бюджетных средств;
• предусматривать текущие расходы, которые возникнут в связи с завершением проектов бюджетных капиталовложений.
С целью разработки новых подходов до формирования многолетней бюджетной стратегии необходимо определиться с перечнем проблемных вопросов, которые существуют в отраслях, с оценкой стоимости расходов на их решение, и временами, в течение которого эту проблему может быть решена. Необходимо также определить, которые из проблем являются наиболее неотложными, нуждаются в первоочередном решении и могут быть решены в более короткие сроки за меньшие средства.
В целом, для обеспечения предсказуемости многолетние оценки следует распределять по функциям, распорядителям бюджетных средств и между программами. Сильной стороной ориентировочных объемов расходов главных распорядителей является то, что они поощряют учреждения к коррекции расходов бюджетной программы, учитывая предельные объемы расходов в течение среднесрочного периода.
|
|
Процесс подготовки среднесрочного бюджета должен совмещать три подхода:
1. Подход сверху - вниз, который состоит из таких этапов:
I этап - определение предыдущих предельных объемов расходов для главных распорядителей в соответствии с приоритетами, определенными правительством на основе прогноза ресурсов.
II этап - доведение до главных распорядителей средств предельных объемов расходов и инструктивных материалов относительно заполнения бюджетных запросов на соответствующий год.
2. Подход снизу - вверх, который предусматривает формирование бюджетных запросов главными распорядителями средств в рамках определенных для них предельных объемов расходов. На этом этапе главный распорядитель с привлечением распорядителей низшего уровня и получателей средств государственного бюджета должен определить свои приоритеты, и тем самым осуществить самое эффективное распределение бюджетных средств.
3. Механизм согласования, который предусматривает взаимодействие между Кабинетом Министров Украины, Министерством финансов и главными распорядителями.
Общепринятой практикой является подготовка проекта бюджета сверху - вниз, с переходом на последующих стадиях бюджетного процесса к применению второго и третьего подходов.