Вопрос 3. Основные направления развития методики ознакомления дошкольников с природой (с 50-х годов ХХ в. по наст. вр.)

В послевоенный период педагоги стремились отыскивать такие формы и методы работы, которые сближали ребенка с природой, давали возможность ему непосредственно общаться с нею. Непосредственное общение с природой способствовало формированию материалистического миропонимания. Но в этот период такое тесное общение ребенка с природой использовалось и для «смягчения детского характера». «Суровые годы Отечественной войны, изменившие условия домашней жизни ребенка, повлияли на некоторые стороны детского характера. Характер многих детей ожесточился. Дети стали более резкими в своих выражениях, движениях, действиях» [1, c. 29]. Дети под руководством педагогов наблюдали самые яркие явления природы и переживали радость жизни, радость прекрасного. Регулярное переживание этих благородных чувств начинало, хотя и медленно сглаживать резкие черты характера детей, у них появляется мягкость в общении с окружающими. Анализ литературных источников 40-х годов (С.А. Веретенникова, Э.И. Залкинд, В.И. Маркин и др.) показывает, что педагоги придавали наибольшее значение непосредственной детской деятельности в природе, которая бы стимулировала активность и самостоятельность детей в познании природы и формированию практических навыков.

Однако к концу десятилетия эта идея была гиперболизирована. Педагогов ориентировали так строить свою работу, «чтобы воспитывать у детей качества будущих преобразователей природы» [2, c. 17]. Отдельные положения мичуринского учения о воздействии на природу и управления ею находят место в работе с детьми дошкольного возраста. Во второй половине 40-х годов стал возрастать интерес педагогов дошкольных учреждений к организации исследовательской деятельности детей в природе. Подвергшийся критике в начале 30-х годов, исследовательский метод почти полностью исчез из практики работы дошкольных учреждений. И возрождение его в следующем десятилетии шло с большими искажениями.

С 50-ых гг. ХХ в. методика ознакомления дошкольников с природой становиться наукой. В этот период начинают печататься научные статьи и защищается первая диссертация по тематике связанная с методикой природы.

Э.И. Залкинд защитила диссертацию на тему «Руководство образованием представлений и понятий о природе на основе наблюдений».

В конце 50-ых гг. методика ознакомления дошкольников с природой меняет свое положение в системе наук – из отрасли биологических наук она становится отраслью в системе педагогических наук. Научная разработка вопросов методики показала, что главная проблема в ознакомлении дошкольников с природой кроется не в содержании природоведческих знаний (на уровне дошкольного возраста они даются хоть и на научном, но на элементарном уровне), а в том как эти знания о природе донести до дошкольников. А это уже педагогические проблемы.

В 60-ых годах ХХ в. увеличивается количество проведенных диссертационных исследований

Филлипюк Г.С. «Психологические особенности наблюдений детей дошкольного возраста»

Образцова О.В. «Воспитание трудолюбия у детей старшего дошкольного возраста при выращивании растений»

Чень-Зинь-Тень «Воспитание любви к природе в старшем дошкольном возрасте»

Грицова С.Н. «Влияние знаний о природе на воспитание положительного отношения к ней»

В 70-ых годах ХХ в. увеличивается количество проводимых исследований, поэтому подробно не будем останавливаться на каждой работе, а рассмотрим основные направления в которых проводились эти исследования с указанием авторов.

Название направления Название диссертационного исследования
1. Умственное развитие дошкольников в процессе ознакомления с природой · Формирование представлений о природе · Развитие наблюдательности   Мищик Лдмила Ивановна «Формирование обобщенных представлений о неживой природе у детей дошкольного возраста» 1976 Николаева Светлана Николаевна «Ознакомление старших дошкольников с зависимостями, существующими в природе, как средство умственного воспитания (на материале жизни животных)» 1979 Мурсагулова Рая Насиб кызы «Роль ознакомления с комнатными и садовыми растениями в умственном воспитании детей» 1974 Бонева Боряна Николаевна «Формирование представлений о сезонных явлениях жизни растений» 1973 Хайдурова Ирина Александровна «Формирование первоначальных знаний о некоторых существенных зависимостях в растительном мире» 1975 Ветрова Наталья Ивановна «Формирование деятельности наблюдения и наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста» 1974 Васильева Анна Ивановна Развитии наблюдательности у старших дошкольников в процессе наблюдений в природе
2. Эстетическое развитие дошкольников в процессе ознакомления с природой Сыч Валентина Дмитриевна «Воспитание эстетического отношения к природе у старших дошкольников средствами телевидения» 1973
3. Преемственность в природоведческой работе Ковальчук Тамара Алексеевна «Формирование элементов материалистического понимания природы у детей 6-7 лет (в плпне преемственности д/с и школы)» 1975 Лысенко Валентина Дмитриевна
4. Методы и приемы ознакомления дошкольников с природой Золотова Елизавета Ивановна «Использование сравнения при ознакомлении дошкольников с природой (на материале мира животных)» 1973

В 80-ых гг. ХХ в. идет увеличение интереса ученых к проблеме ознакомления дошкольников с природой. Это видно и по количеству диссертационных исследований и по их разнообразию.

Название направления Название диссертационного исследования
1. Умственное развитие дошкольников в процессе ознакомления с природой · Формирование представлений о природе · Формирование системы знаний о природе   Земцова Татьяна Викторовна «Умственное воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с явлениями неживой природы (на материале тепловых явлений)» 1982 Игнаткина Любовь Степановна «Формирование у дошкольников представлений о росте и развитии животных» 1988 Терентьева Евгения Федоровна «Формирование у детей шестилетнего возраста первоначальных знаний о единстве организма и среды» 1980 Федотова Александра Михайловна «Формирование представлений о многообразии животного мира у детей старшего дошкольного возраста» 1987 Кондратьева Наталья Николаевна «Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста» 1986 Ушицкене Лидия Федоровна «Формирование системы знаний у детей дошкольного возраста о сезонных изменениях в природе» 1987
2. Нравственное развитие дошкольников в процессе ознакомления с природой Плохий Зоя Павловна «Формирование бережного и заботливого отношения к природе у детей 5-го и 6-го года жизни (на материале животного мира)» 1983
3. Эстетическое развитие дошкольников в процессе ознакомления с природой Янакиева Ёлка Кирилова «Ознакомление с природой как средство обогащения изобразительной деятельности детей 4-5 лет» 1986
4. Физическое развитие дошкольников в процессе ознакомления с природой Бочапрова Наталья Ивановна «Двигательная деятельность в природных условиях как средство физического воспитания старших дошкольников» 1989
5. Трудовое воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой Ждан Валентина Федоровна «Формирование у детей дошкольного возраста навыков и умений изготовления поделок из природного материала» 1986

В 90-ых годах ХХ в. наблюдается спад интереса к исследованию проблем ознакомления дошкольников с природой.

Название направления Название диссертационного исследования
1. Умственное развитие дошкольников в процессе ознакомления с природой · Формирование представлений о природе   Христовская Татьяна Всеволодовна «Ознакомление старших дошкольников с изменениями в природе (на примере роста растений)» 1989 Шукшина Светлана Евгеньевна «Педагогические основы формирования у д. 5-6 лет элементарных представлений о человеческом организме» 1998
2. Нравственное развитие дошкольников в процессе ознакомления с природой Ибраимова Мира Куаталиевна «Педагогические условия воспитания у детей старшего дошкольного возраста заботливого отношения к животным»1990
  Экологическое образование дошкольников Островская Галина Ивановна «Формирование экологического сознания детей старшего дошкольного возраста средствами художественно образного освоения природы» 1998 Пономарева Лидия Ивановна «Формирование представлений о взаимодействии человека и природы в процессе экологического образования дошкольников» 1998
4. Эстетическое развитие дошкольников в процессе ознакомления с природой Алиева Шахла Касум кызы «Ознакомление с природой как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста (дети 4-5 лет)1993
5. Методы и приемы ознакомления дошкольников с природой Комарова Ирина Анатольевна «Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей старшего дошкольного возраста» 1991

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: