Политика государства в области заработной платы

Правовое регулирование индивидуальных трудовых отношений

Государственная служба занятости в Беларуси представлена Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь, областными и региональными центрами занятости населения

Центры занятости предоставляют информацию о свободных местах и вакансиях, о возможностях и условиях трудоустройства, подыскивают и предлагают безработным подходящую им работу (соответственно возрасту, трудовому стажу, профессиональной подготовке, опыту работы).

Цель правового регулирования индивидуальных правовых отношений – защита прав и обязанностей работников и нанимателей (работодателей).

В Беларуси подобное регулирование осуществляется на основе Трудового кодекса, принятого в 1999 г. Основные положения данного кодекса следующие.

Индивидуальные трудовые отношения регулируются по следующим основным направлениям.

1. Порядок заключения, изменения и прекращения трудового договора.

2. Государственные гарантии по оплате труда работников.

3. Гарантии и компенсации работникам при служебных командировках, повышении квалификации, переездах в другую местность и др. неординарных обстоятельствах.

4. Продолжительность и порядок исчисления рабочего времени (к примеру, продолжительность рабочей недели может быть не более 40 часов).

5. Порядок установления трудовых и социальных отпусков.

6. Порядок разрешения трудовых индивидуальных споров.

7. Охрана труда.

Функции заработной платы: социальная и стимулирующая.

Социальная функция достойной заработной платы направлена на повышение жизненного уровня населения и сокращение бедности.

Стимулирующая функция адекватной заработной платы способствует повышению производительности труда, самосовершенствованию работников, повышению их профессиональной квалификации.

Основными задачами государственного регулирования заработной платы являются:

- содействие экономическому росту;

- обеспечение своевременной выплаты заработной платы;

- установление и обеспечение системы государственных гарантий по оплате труда;

- создание условий для повышения заработной платы и, соответственно, уровня жизни населения.

Государственные гарантии заработной платы предполагают следующее.

1. Величина минимальной заработной платы.

2. Величина размера тарифной ставки первого разряда.

3. Единая тарифная система для работников бюджетной сферы.

4. Размеры увеличения оплаты труда в условиях, отличающихся от нормативных.

5. Меры по поддержанию реального уровня заработной платы, индексации заработной платы

6. Ограничения размеров удержаний из заработной платы.

Минимальная заработная плата (МЗП) используется как государственный социальный минимальный стандарт оплаты труда в нормальных условиях. В состав МЗП не входят надбавки, премии и т.п. Она обязательна для нанимателей в качестве низшей границы оплаты труда, устанавливается ежегодно с 1 января Советом Министров и может пересматриваться в течение года.

Регулирование заработной платы работников бюджетной сферы осуществляется на основе Единой тарифной системы (ЕТС). В качестве основных составляющих она включает в себя тарифную ставку первого разряда и коэффициенты для последующих разрядов. Возможно установление тарифной и надтарифной частей заработной платы работников бюджетной сферы.

Оплата труда в особых, условиях, отличающихся от нормативных, устанавливается в повышенном размере Правительством или в коллективном договоре.

Индексация заработной платы производится, если индекс потребительских цен с момента предыдущей индексации превысил 5%.

Индексация – это установленный государством механизм повышения доходов населения, который позволяет частично или полностью возместить удорожание потребительских товаров и услуг в связи с инфляцией. Инфляция – это общее длительное повышение цен, связанное с различными причинами.

В настоящее время в стране существует ряд проблем в области регулирования оплаты труда:

- низкий уровень тарифной ставки первого разряда;

- отставание уровня заработной платы работников бюджетной сферы от возможного уровня, диктуемого реальным сектором экономики;

- достаточно высокая дифференциация уровней заработной платы между отраслями;

- отсутствие прямой зависимости между уровнем заработной платы и эффективностью производства. Однако увеличение заработной платы в условиях роста запасов готовой продукции, снижения рентабельности (рентабельный - прибыльный, доходный, оправдывающий расходы) заработная плата утрачивает свое стимулирующее значение;

- чрезмерное увеличение надтарифной чести заработной платы по сравнению с тарифной частью.

В подобных условиях государственная политика в сфере оплаты труда направлена на реализацию следующих механизмов:

- усиление зависимости роста заработной платы от результатов производственной и финансовой деятельности предприятий, от личного вклада работников в эти результаты;

- приближение тарифной ставки первого разряда к величине бюджета прожиточного минимума, далее – к максимальному потребительскому бюджету.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: