Грузовой автотранспорт в организациях всех сфер АПК выполняет важнейшую функцию непрерывного связующего звена между производством и потреблением.
Списочное и наличное число грузовых автомобилей в сельскохозяйственных, вспомогательных, перерабатывающих и торгово-сбытовых организациях принято измерять в физических единицах по состоянию на начало периода (месяца, квартала, года и т. д.).
Среднее число грузового автотранспорта определяется по способу средней арифметической взвешенной, средней хронологической моментного ряда. Среднее число автомобилей используется при расчете и оценке разнообразных показателей использования грузового автопарка [13].
Устанавливается также состав грузового автотранспорта по типам, маркам и грузоподъёмности [3].
Если наличное число грузовых автомобилей представлено разными по грузоподъемности марками, их наличие выражают в условно-натуральных единицах, что позволяет приводить общее количество грузовых автомобилей в соизмеримое выражение по формуле [13]:
|
|
где — общее число грузовых автомобилей в условно-натуральных единицах;
— общая номинальная грузоподъемность автопарка, т;
— номинальная грузоподъемность 1 автомобиля, принятого за эталон, т.
В системе АПК получили широкое распространение грузовые автомобили КамАЗ, МАЗ, имеющие номинальную грузоподъемность 8 т. Это означает, что такую грузоподъемность можно условно принять за эталон при расчете общего числа грузовых автомобилей в любой организации всех сфер АПК.
В организациях сельскохозяйственной сферы насыщенность производства грузовым автотранспортом оценивается с помощью важнейшего показателя — нагрузки сельхозземель в расчете на один условный автомобиль [13].
Нагрузка сельхозземель в расчете на один условный автомобильопределяется по формуле:
где — нагрузка сельхозземель на 1 условный грузовой автомобиль, га;
— площадь сельхозземель, га;
— общее число автомобилей, условно-натуральных единиц.
Показатель, обратный нагрузке, называют автомобилеобеспеченностью сельскохозяйственного производства. Его рассчитывают на 1000 га сельхозземель. Рост этого показателя, означающего снижение нагрузки сельхозземель на один грузовой автомобиль, способствует своевременному и качественному выполнению грузоперевозочных работ и в результате — повышению уровня производства и улучшению условий реализации продукции [13].