Система показателей состава и наличия грузового автотранспорта

Грузовой автотранспорт в организациях всех сфер АПК выполняет важнейшую функцию непрерывного связующего звена между производством и потреблением.

Списочное и наличное число грузовых автомобилей в сельскохозяйственных, вспомогательных, перерабатывающих и торгово-сбытовых организациях принято измерять в физических единицах по состоянию на начало периода (месяца, квартала, года и т. д.).

Среднее число грузового автотранспорта определяется по способу средней арифметической взвешенной, средней хронологической моментного ряда. Среднее число автомобилей используется при расчете и оценке разнообразных показателей использования грузового автопарка [13].

Устанавливается также состав грузового автотранспорта по типам, маркам и грузоподъёмности [3].

Если наличное число грузовых автомобилей представлено разными по грузоподъемности марками, их наличие выражают в условно-натуральных единицах, что позволяет приводить общее количество грузовых автомобилей в соизмеримое выражение по формуле [13]:

где — общее число грузовых автомобилей в условно-натуральных единицах;

— общая номинальная грузоподъемность автопарка, т;

— номинальная грузоподъемность 1 автомобиля, принятого за эталон, т.

В системе АПК получили широкое распространение грузовые автомобили КамАЗ, МАЗ, имеющие номинальную грузоподъемность 8 т. Это означает, что такую грузоподъемность можно условно принять за эталон при расчете общего числа грузовых автомобилей в любой организации всех сфер АПК.

В организациях сельскохозяйственной сферы насыщенность производства грузовым автотранспортом оценивается с помощью важнейшего показателя — нагрузки сельхозземель в расчете на один условный автомобиль [13].

Нагрузка сельхозземель в расчете на один условный автомобильопределяется по формуле:

где — нагрузка сельхозземель на 1 условный грузовой автомобиль, га;

— площадь сельхозземель, га;

— общее число автомобилей, условно-натуральных единиц.

Показатель, обратный нагрузке, называют автомобилеобеспеченностью сельскохозяйственного производства. Его рассчитывают на 1000 га сельхозземель. Рост этого показателя, означающего снижение нагрузки сельхозземель на один грузовой автомобиль, способствует своевременному и качественному выполнению грузоперевозочных работ и в результате — повышению уровня производства и улучшению условий реализации продукции [13].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow