ВИДЫ СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОГО НАБЛЮДЕНИЯ
1. Отчетный способ.
2. Экспедиционный способ.
3. Способ самоисчисления (саморегистрации).
4. Анкетный способ.
5. Корреспондентский способ.
6. Явочный способ.
Статистическая сводка и группировка. Построение группировок.
Статистическая сводка – обработка первичных данных для получения обобщенных характеристик, относящихся ко всей совокупности или ее частям, позволяющая выявлять закономерности, анализировать и прогнозировать явления.
Простая сводка представляет собой подсчет общих итогов по изучаемой совокупности и оформление статистических таблиц без предварительной систематизации материала. Определяет общий размер изучаемого явления по заданным показателям.
Пример: получение общей численности студентов ВУЗов (1995 – 1996 учебный год – 2,66 млн чел.).
Сложная сводка – это систематизация и группировка цифровых данных, распределение единиц наблюдения по группам, составление системы показателей для характеристики типичных групп, подсчет единиц и итогов по группам и оформление результатов в виде статистических таблиц.
Этапы ее разработки:
1) выбор группировочного признака для образования однородных групп;
2) определение порядка формирования и числа групп;
3) разработка системы статистических показателей для характеристики групп и совокупности в целом;
4) разработка макетов статистических таблиц для представления результатов сводки.
В сводке статистического материала отдельные единицы совокупности объединяются в группы при помощи метода группировок.
Статистическая группировка – это образование однородных групп на основе расчленения статистической совокупности на части или объединение единиц совокупности в группы по существенным для них признакам.
С помощью группировок выделяют типы социально-экономических явлений, изучают их и находят взаимосвязь между признаками и показателями.
ЭТАПЫ ПОСТРОЕНИЯ ГРУППИРОВКИ:
1. Выбор группировочного признака.
2. Определение числа групп.
3. Определение границ интервалов группировки.
4. Определение показателя или системы показателей для характеристики групп.
1. ВЫБОР ГРУППИРОВОЧНОГО ПРИЗНАКА
Группировочный признак – основание, по которому совокупность разбивается на группы. В качестве группировочных необходимо брать наиболее существенные, теоретически обоснованные признаки, отражающие сущность явлений и процессов. Группирововчные признаки могут быть количественными (объем выпускаемой продукции, возраст, доход семьи и т.п.) и качественными (пол, форма собственности и т.п.).
2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЧИСЛА ГРУПП
Количество групп должно быть оптимальным. Оно зависит от числа единиц совокупности, степени вариативности признака и цели. При этом малые группы могут быть важны.
Избыток числа групп – «пустые» группы, нехарактерные, исследования затруднены.
Недостаток числа групп – разнородность групп.
Если число единиц совокупности N велико, а распределение единиц по группировочному признаку близко к нормальному, интервалы группировки равны, можно использовать формулу Стреджесса:
N | 15 - 24 | 25 - 44 | 45 - 89 | 90 - 79 | 180 - 359 | 360 - 719 |
n |
3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРАНИЦ ИНТЕРВАЛОВ ГРУППИРОВКИ
Интервал очерчивает количественные границы групп. Как правило, он представляет собой промежуток между максимальным и минимальным значением признака в группе. Ширина интервала – разность между верхней и нижней границей значений признака.
max - min |
Определение шага интервала:
Пример: группировка по заработной плате:
6000 – 6300
6300 – 6600
6600 – 6900
6900 – 7200
7200 – 7500
Заработная плата ровно 6300 руб.? Условимся, что интервал левое значение включает, правое – нет. Следовательно, ко 2-й группе.
Виды статистических показателей.
Абсолютные и относительные величины.
Статистический показатель – количественная характеристика социально-экономических явлений и процессов.
Также различают моментные и интервальные показатели, федеральные, региональные и местные.
АБСОЛЮТНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Эти показатели выражают размеры, объемы, уровни социально-экономических явлений в единицах меры, веса, объема, протяженности, площади, стоимости и т. д. Они имеют размерность и единицы измерения (натуральные, условно-натуральные, денежные, трудовые).
Натуральные единицы – вес, объем, длина, площадь и т. п. Характеризуют объем выпущенной и реализованной продукции, мощность электростанций и т. п.
Условно-натуральные единицы – сведение воедино различных характеристик для сопоставления. Условное топливо (теплота сгорания 29,3 МДж/кг или 7000 ккал/кг), условное мыло (40% содержания жирных кислот) и т. п.
Денежные (стоимостные) единицы – денежная оценка.
Трудовые единицы – затраты труда на производство продукции, выполнение работ (человеко-дни, человеко-часы и т.д.).
ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
Относительные показатели представляют собой результат сопоставления 2-х показателей, отношение сравниваемой величины к базе сравнения (базисной величине). Например, доля городского населения и т. п.
1. Относительные величины динамики (темпы роста с постоянной и переменной базой):
.
2. Относительная величина планового задания:
.
3. Относительная величина выполнения плана:
.
4. Относительные величины структуры (доля отдельных частей в общем объеме):
.
5. Относительные величины координации (отношение двух частей целого).
6. Относительные величины наглядности (сравнение различных объектов, территорий за один период).
Средние величины в статистике, их свойства, применение.
Средняя величина – обобщенная характеристика группы единиц или всей совокупности в целом.
Она отображает уровень признака по отношению к единице совокупности; общее, присущее всем единицам.
При расчете и использовании средних величин погашаются случайные отклонения, заметно влияние только основных факторов.
Средняя величина не учитывает особенностей конкретной единицы – абстрагирование.
Совокупность или группа должны быть качественно однородными. Предварительно применяется метод группировок.
Определяющее свойство средней:
.
Исходное соотношение средней:
.
Примеры:
1. Среднее значение заработной платы: .
2. Средний размер вклада: .
3. Средняя процентная ставка по кредитам: .
Существуют различные виды средней.