double arrow

Понятие, правовой статус

2

Государственная деятельность осуществляется через органы государственной власти. Общепризнанным считается определе­ние органа государственной власти как звена государственного аппарата, участвующего в осуществлении определенных госу­дарственных функций и наделенного в этой связи властными полномочиями.

Понятие органа государственной власти складывается из сово­купности его признаков:

1) создается и действует от имени государства — Россий­ской Федерации или ее субъекта;

2) действует на основе законов и других нормативных право­вых актов;

3) выполняет свойственные только ему задачи и функции;

4) обладает собственной компетенцией;

5) характеризуется организационной обособленностью и са­мостоятельностью ;

6) наделен властными полномочиями, т. е. его решения при­нимаются от имени государства, носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудитель­ной силой государства.

Только совокупность этих признаков дает основание отно­сить тот или иной орган к числу государственных. Не каждое государственное учреждение или организация будет считаться органом государственной власти (например, государственное учебное заведение, учреждение здравоохранения), а только обла­дающее комплексом вышеуказанных признаков.

Система органов государственной власти состоит из тех, ко­торые определены Конституцией РФ, и тех, создание которых обусловлено функциями и полномочиями конституционных органов. Система органов государственной власти многослож­на, состоит из разнообразных, иерархически соподчиненных звеньев.

В зависимости от критерия органы государственной власти классифицируются на различные виды.

Государственные органы РФ действуют на основе Конститу­ции РФ и принципов, в ней заложенных.

Конституционные принципыпостроения и деятельности орга­нов государственной власти — это закрепленные в Конститу­ции РФ исходные начала, лежащие в основе функционирования этих органов.

Такими принципами выступают:

1) приоритет прав и свобод человека и гражданина (ст. 2, 7 Конституции РФ);

2) народовластие (ст. 3 Конституции РФ);

3) федерализм (ст. 5 Конституции РФ);

4) разделение властей (ст. 10, 11 Конституции РФ);

5) законность (ст. 15 Конституции РФ);

6) светскость (ст. 14 Конституции РФ).

В своей деятельности органы государственной власти должны руководствоваться принципом приоритета прав и свобод человека и гражданина. Закрепляя общечеловеческие стандарты защиты прав и свобод личности, страны и государства принимают меры по их соблюдению и охране от всевозможных посягательств. Политика государства и его органов направлена на создание та­ких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свобод­ное развитие человека и гражданина.

Принцип народовластия означает, что верховной властью в стране наделяются органы, которым народ вручает соответст­вующие полномочия, на им же определенных условиях.

Принцип федерализма выражается в единстве системы госу­дарственной власти, разграничении предметов ведения и полно­мочий между органами государственной власти Российской Фе­дерации и ее субъектов, а также в том, что во взаимоотношениях с федеральными органами все субъекты Федерации равноправны между собой.

Принцип разделения властей предполагает, что основным Функциям государственной власти соответствуют определенные органы государства. С целью предотвращения злоупотребления все ветви государственной власти должны быть независимыми, самостоятельными и взаимно уравновешенными.

Разделение властей действует как по горизонтали (Феде­ральное Собрание РФ — Правительство РФ — судебные орга­ны РФ — прокуратура), так и по вертикали (федеральные ор­ганы власти — органы государственной власти субъектов Федерации). Указанный принцип наиболее последовательно проявляется на федеральном уровне.

Принцип законности означает обязательность соблюдения всеми государственными органами Конституции РФ, законов и подзаконных актов. Он также предполагает, что законы и иные нормативные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ, а законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федераль­ным законам, принятым в пределах компетенции РФ и совмест­ной компетенции РФ и ее субъектов.

Принцип светскости означает взаимное невмешательство как государства и его органов в дела церкви, так и религиозных орга­низаций в государственные дела.

Конституционные принципы построения и деятельности системы органов государственной власти закрепляются в гл. 1 Конституции РФ «Основы конституционного строя», которая может быть изменена только путем принятия новой Конститу­ции РФ. Поэтому указанные принципы являются неизменными и определяющими деятельность как федеральных органов влас­ти, так и органов власти субъектов РФ.

2

Сейчас читают про: