Нормы права устанавливаются, защищаются государством.
Нормы права носят формально-определенный характер (находятся в ст. ст. нормативно-правовых актов)
В нормах конкретно определяются права, обязанности, запреты, меры ответственности.
Нормы права можно сравнивать с индивидуальным правовым актом.
Нормы права адресованы не к определенному лицу, а к кругу лиц. Имеют общеобязательных?........ для круга лиц.
Нормы права регулируют тип отношений, не исчерпываются однократным применением.
Нормы права - правила должного и обращены в будущее.
Нормы права общеобязательные правила поведения являются мерой свободы и ответственности формально-равных субъектов правоотношений и обеспечиваются силой государства.
Структура нормы права
- гипотеза - условия применения норм права
- диспозиция - само правило поведение
- санкция - мера ответственности диспозиции
если то, иначе......
Гипотезы нормы права
- простые - одно условие от которого зависит действие диспозиции (пример: ст. 76, 15 ч.3 Конституции)
- сложные 0 совокупность условий, от которых зависит действие диспозиции (ст. 71 Конституции РФ)
- альтернативные - одно из нескольких условий, которые вызывали действие диспозиции (ст. 92 Конституции)
Диспозиция
По способу выражения
- простые - приводит лишь наименование преступления
- описательные - наряду с наименованием преступления дается перечень признаков этого преступления
- ссылочные - отсылка не к ст., а к нормативно-правовому акту.
Санкция
По степени юридич. определенности
- абсолютно определенные - предельно точно определено (ст. 93 Конституции РФ
- описательно-определенные (от.... до.....)
- альтернативные (либо... либо....)
- кумулятивные или накопительные (несколько санкций разного рода, которые правоприменитель соединяет для определения наказания ст. 77 УК РСФСР)
По характеру последствий:
- штрафные (неблагоприятные последствия личного и имущественного характера)
- карательные
- правовосстановительные (направлены из восст. Нарушенного права).
Классификация норм права
1. От объема нормативности:
- отправные нормы - исходные нормы права, определяющие основу правового регулирования, закрепляют основные понятия, которые имеют юридическое значение
- нормы - правила, нормы - предупреждения.
Отправные - нормы? дефиниции?.... (Гегель) они правила поведения не устанавливают.
? нормы - принципы - основные правовые начала (принцип законности и т.д.)
Нормы - правила
По характеру действия:
- регулятивные - регулируют свободу субъектов свободных отношений
- охранительные - регулирующие отношения юридической? ответственности, которая возникает в результате регулятивных норм
По методу правового регулирования:
- обязывающие (ст.106 Конституции)
- управляющие (ст. 104 ч. 1 Конституции)
- запрещающие (ст. 97 ч.2 Конституции)
По степени обязанности:
- императивные - исключающие инициативу адресатов норм (только так, а не иначе)
- диспозитивные - предоставляющие возможность адресату нормы самому выбрать эту норму поведения.
По отрасли:
- публичные
- частные
- материальное право
- процессуальное право
По объему регулирующего действия:
- общие (ст. 39 Конституции)
- специальные
- исключительные
Способы изложения норм права в статьях нормативно-правовых актов:
-прямой способ (в одной ст. и гипотеза и диспозиция, и санкция) ст. 69 Семейного кодекса
-ссылочный метод (при данном методе элементы правовой нормы не раскрыв. Полностью в одной статье, а дается ссылка на другие статьи нормативно-правовых актов)
-бланкетный (недостающие сведения восполняются не ссылкой на конкретные статьи, а ссылкой на нормативно-правовой акт)
По степени обобщения фактических обстоятельств, изложенных в норме права:
-казуистический - перечисление нормой права всех фактических обстоятельств
-абстрактный - изложение фактических обстоятельств осущ. в обобщенной форме.
Соотношение норм права и текстов нормативно-правовых актов:
-одна статья включает и гипотезу и диспозицию, и санкцию
-одна статья содержит несколько норм права
-элементы норм права, наход. в разных статьях нормативно-правового акта.
ТЕМА № 6
ПРАВОТВОРЧЕСТВО
1. Понятие
2. Виды
3. Стадии законодательного процесса
1. Правотворчество - это процесс, связанный с созданием права. Правотворчество - деятельность государственных органов по созданию права.
2. Виды
По субъектам правотворчества:
1)-деятельность государственных органов: Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ, Правительство РФ, Министерства и ведовства (федеральные), Представительные органы субъектов Федерации, Главы администраций, Высшие суды.
Специфика правотворческой деятельности Правительства:
-непосредственно принимает нормативно-правовые акты
-делегирование законодательства Правительства (по поручению Парламента), принимает акты, входящие в компетентность Парламента (ст.76 Конституции Италии, ст. 38 Конституции Франции)
2)-правотворческая деятельность народа в целом или его части:
-принятие н/п актов путем референдума (Закон «О референдуме» май 1995г.)
Акты референдума не требуют никакого утверждения.
Существуют национальные, региональные и местные референдумы.
-обычное правотворчество
Часть населения может создать свой источник права, например, обычай делового оборо.....?
3)-правотворчество органов местного самоуправления
4)-совместное правотворчество нескольких субъектов правотворчества.
Деятельность 2-х и более государств по заключению международных договоров.
5)-неофициальное правотворчество различных организаций (общественных, частных, коммерческих).
3.
Законотворческая деятельность - регламентированный кон-.....? законами регламентами.........? процесс внесения на рассмотрение законодательного органа законопроекта, принятия, опубликования и вступление в действие Законов.
Участие зак. Процесса:
-сам закон. Орган (Фед. Собрание)
-субъекты законод. Инициативы
-различные подразделения законод. Органа
и др. организации (научные исслед.) которые могут быть задействованы для проведения экс......?
Стадии
Основные:
-внесение законопроекта
-обсуждение законопроекта в неск. чтении в нижней палате
-принятие закона
-опубликование закона
-вступление его в силу
Дополнительные (зависят от формы правления государства)
-одобрение законопроекта Президентом
-преодоление презид. вето
Законотворческий процесс в РФ
1) Выступление в з/инициативой.
Субъекты з/инициативы (ст. 104 Конституции)
(ст. 65 Констит. Тыва - народная инициатива, -‘- Ингушения).
Право з/инициативы регламентируется регламентом Гос. Думы:
-д.б. текст з/проекта с указанием сроков принятия и др. вопросы
-д.б. обоснование необходимости принятия закона
-прикладывается справка о состоянии зак-ва в данной сфере регулирования
-перечень законов, требующих отмены, изменения, дополнения.
З/инициатива регистрируется в Гос. Думе.
2) Обсуждение з/п в Гос. Думе с последующим принятием, отклонением.
Допускается до 3-х чтений.
3) Одобрение Советом Федераций, который одобряет или не одобряет принятый закон (право.........? вето)
4) Обнародование Закона През. РФ, который выражается в подписании и опубликовании в официальных источниках
5) Вступление закона в действие
Ж. Карбонье «Юридическая социология» выд. 3 вида социологии, кот. имеет отношение к закон. Процессу:
-Предзаконодательная соц-я
-Законодательная соц-я
-Постзаконодательная соц-я
Законотворчество - некий вид производства
Закон - некий товар, который должен быть потреблён, поэтому законодатель должен ориентироваться на потребителя.
-Закон будет эффективен, если он будет соответствовать настроениям общественного мнения.
-Законодатель не должен отпускать закон в свободное плавание, к нему необходимо вернуться, предварительно проведя соц. исследования по его применению.
-Социолог даёт информацию о сущем, а законодатель формулирует правило должного. Как перейти от сущего к должному. Нужно оценить факты о сущем. Прямого перехода от сущего к должному нет. Законодатель не обязан следовать общественному мнению.
Как отличить нормальность от социальной патологии.
Нормально то, что принято в большинстве стран. Ж. Карбонье
Нормальным можно признать то, что делает большинство.