Тема № 8 действие нормативно-правового акта во времени, в пространстве и по кругу лиц

1. Нормативно-правовой акт вступает в силу с момента:

n который указан в самом документе

n по истечении определенного срока с момента опубликования (10 дней - законы, Указы През. - 7 дней)

Акты Правительства - 7 дней после опубликования.

Момент прекращения действия:

n истекает срок, на который он был принят (закон о бюджете)

n принятие нового нормативно-правового акта, кот. противоречит ранее изданный

n вступление в силу международного договора, кот. противоречит ранее изданный нормативно-правовой акт

n признание акта неконституционным

n признание акта, утратившим силу

n приостановление действия акта самим органом, кот. принял этот акт либо иным органом.

2 особых случая:

n переживание закона - закон, утративший силу по специальному указанию нового закона может действовать по отдельным вопросам.

n обратная сила закона

2. В пространстве

В зависимости от формы гос. устройства

Федерация:

n Федеральное законодательство на всей территории РФ

n республиканское и региональное - в пределах территории субъекта РФ

n нормативно-правовые акты органов местного самоуправления в пределах муниципальных образований

Гос. территория РФ

-суша

-недра

-воды (внутренние и территориальные

-воздушное пространство в пределах государ. Границ

Помимо этого, территория посольств, морские и воздушные суда, космические корабли, несущие российский флаг, подводные кабели, трубопроводы и др. объекты, принадлежащие России и находящиеся в открытом море и в воздушном пространстве над этим открытым морем

-Есть ситуации международно-правовой аренды территории

-Случай военной оккупации территории

3. По кругу лиц

Нормативно-правовые акты действуют в отношении всех лиц, находящихся на данной территории

Изъятие

n для иностранцев и лиц без гражданства

n иммунитеты (дипломатические, депутатские, судебные)

ТЕМА № 9
СИСТЕМАТИЗАЦИЯ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ

1. Учёт - деятельность по сбору, хранению и поддержанию в контрольном состоянии нормативно-правовой базы

2. Инкорпорация - подготовка и издание различных сборников или собраний нормативно-правовых актов.

-официальные

-неофициальные

3. Консолидация - сведения ряда нормативно-правовых актов в один укрупненный

4. Кодификация - деятельность направленная на коренную переработку действ. Законодательства.

Отличие инкорпорации от консолидации:

-инкорпорация проводится не правотворческими органами

-консолидация - всегда правотворческая деятельность

-результат инкорпорации - сборник, а нормативно-правовые акты, которые вошли в этот сборник не утрачивают своего самостоятельного значения

-при консолидации нормативно-правовые акты утрачивают своё самостоятельное значение

Кодификация - всегда интеллектуальная работа

21.04.99

Система права

Система права - это целостное единство норм права, сгруппированных по отрасти и институтам права.

3 уровня внешних взаимосвязей:

n связи между нормами права, которые объединены в институты права

n связь между институтами права, которые объединены в отрасти права

n связь между отраслями права

Институт права - совокупность взаимосвязанных норм права, регулирующих однородную группу общественных отношений.

3 критерия института права:

n однородность норм (регулируют тесно связанные отношения)
Например: институт купли-продажи

n полно.... регулируемых отношений (включает в себя все виды норм права, кот. регулируют все аспекты данного правоотношения)

n обособленность норм, образующих правовой институт, кот. выражается в главах или разделах закона или других нормативно-правовых актов

Классификация институтов права:

I - по принадлежности к одной или к нескольким отраслям права

1. Отраслевые

2. Межотраслевые (например, институт собственности)

II. - по содержанию

1. Простые 2. Сложные
не включает в себя никаких внут. подразделений. Включает в себя субподразделения Институт ренты: постоянная, пожизненная, с пожизненным содержанием (т.е. 3 подинститута)

Отрасль права

Отрасль права - это совокупность взаимосвязанных правовых институтов, регулирующих качественно однородную область общественных отношений.

Отрасль от института отличается широтой регулирования (объемом правового регулирования)

Отрасль права имеет структуру:

-общая часть (сод. нормы права, действие кот. распространяется на все, регулируемые данной отраслью отношения)

-особенная часть

Любая отрасль права имеет некий основной институт права, где закрепляются принципы отрасли права, задачи, предмет (осн. институт Конст. Права - Основы конституционного строя)

Критерии выделения отраслей

n предмет правового регулирования

n метод правового регулирования (способы воздействия права на общественные отношения)

в 30 годы использовался только один критерий - предмет и выд. 10 отраслей

в 50-е годы использовалось уже 2 критерия - предмет и метод

в 80-е годы это подтвердилось.

Данные авторы выд. разное количество отраслей.

Методы правового регулирования

1. Автономный или диспозитивный.
Характер для отраслей частного права

2. Императивный или авторитарный.
Характер для отраслей публичного права

1. Автономный - участники общественных отношений имеют возможность самим выбрать своё поведение по отношению друг к другу, но в рамках закона. Стороны равны

2. Авторитарный - властно устанавливаются основания и порядок возникновения конкретных прав и обязанностей. Стороны не равны

Одно и тоже общественное отношение может регулироваться разными методами.

Например, отношения собственности могут регулироваться методами автономии, т.е. нормами гражданского права, в также импер. методами, нормами уголовного права.

Дополнительные или неосновные методы правового регулирования

n метод поощрения (иск. в трудовом праве (льготы)

n метод рекомендаций. При помощи этого метода государство путём организационной помощи строит свои отношения с фермерскими и др. с/х организациями (аграрное право)

Основные отрасли права

I. Конституционное право

- регулирует основы конституционного строя, права человека и гражданина, государственное устройство

II. Административное право

- регулирует отношения, складывающиеся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти (государственное управление).

III. Финансовое право

Совокупность норм права, кот. регулируют отношения в сфере финансовой деятельности

IV. Земельное право

- регулирует отношения собственности на землю и связанные с ним вопросы.

V. Гражданское право

- регулирует имущественные отношения и личные неимущественные отношения, но связанные с имуществом.

VI. Трудовое право

- регулирует трудовые отношения

VII. Семейное право

-регулирует отношения, связанные с браком и членством в семье

VIII. Уголовное право

- регулирует вопросы, связанные с охраной свободы, собствен. безопасности личности

IX. Гражданско-процессуальное право

- регулирует вопросы судопроизводства по гражданским делам

X. Уголовно-процессуальное право

- регулирует вопросы судопроизводства по уголовным делам

? Международное частное право

- регулирует гражданские, семейные, трудовые отношения, имеющие международный характер

? Комплексные отрасли права:

экологическое

аграрное

хозяйственное (предпринимательское)

Систему права можно представить как совокупность публичного и частного права

Критерии отнесения норм к публичному или частному праву:

- критерий интереса

Если защищают интересы государства, то это публичное (рим. юрист)

- критерий метода

Для норм публичного права характерен метод субординации, а для частного - координации

В зависимости от того, как

n финансовое

n экологическое

n уголовно-процессуальное

n гражданско-процессуальное

Частное право

n гражданское

n семейное

n трудовое

n земельное

n международное частное право

Система права и система законодательства

Отличия

1. По составу

Атомом системы права является норма права, атомом системы законодательства - нормативно-правовой акт.

2. Критерием выделения отраслей права явл. предмет и метод.

Критерием выделения отраслей законодательства явл. только предмет правового регулирования. Этот предмет связан с направлением государственного управления.

3. Количество отраслей законодательства значительно (выд. 48 отраслей зак-ва)

4. Разные структурные элементы этих систем.

Соотношение отраслей права и отраслей законодательства

- они могут совпадать (по названию)

- ряд отраслей законодательства возникли на основе выделения подотраслей права (горное законодательство, водное з-во)

- есть комплексные отрасли законодательства, которые состоят из норм гражданского, административного и др. отраслей права (зак-во по образованию, науке, культуре)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: