Предмет и задачи специальной психологии.
Становление и развитие специальной психологии и коррекционной педагогики. Основные понятия и термины, цели и задачи специальной психологии и коррекционной педагогики. Место специальной психологии и коррекционной педагогики в системе научных дисциплин. Их связь с медицинскими, психологическими, педагогическими науками, с лингвистикой, правом. Связь с философией как мировоззренческим фундаментом и методологической базой.
Предметом специальной психологии является изучение феноменологии и закономерностей нарушенного психического развития.
Задачи специальной психологии.
1. изучение объективных закономерностей психического развития детей с особыми потребностями;
2. определение возможных методов воздействия, направления коррекции и компенсаторных возможностей психики детей;
3. изучение жизнедеятельности детей с особыми потребностями в социальной среде;
4. разработка наиболее эффективных средств профилактики нарушений развития.
Основная задача специальной психологии – социализация ребенка, приспособление к жизни в обществе, усвоение норм, получение необходимого запаса знаний, умений и навыков, насколько это возможно при тяжести нарушения. Невозможно изучение специфического развития без данных медицинских наук: психиатрии, педиатрии и др.
Специальная психология наиболее тесно связана с общей, педагогической психологией, нейропсихологией, возрастной анатомией и физиологией.
Определение понятия «психическое здоровье».
Согласно положению Всемирной Организации Здравоохранения, "здоровье - это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие ". В этом определении говорится о состоянии здоровья как результате достижения соответствующего благополучия. По сути, здоровье - это и есть состояние благополучия. Но здесь не указаны процесс достижения такого благополучия и качество этого благополучия, а также то, какие способности требуются для достижения такого благополучия. Сам же термин "благополучие" неоднозначен и требует уточнения. Л. Леви считает, что благополучие относится к субъективным критериям здоровья и требует психологического объяснения. Благополучие, по определению Леви, - есть состояние ума, который устанавливает некую психическую гармонию между способностями, потребностями, ожиданиями человека и требованиями, которые предъявляет ему среда.
Таким образом, благополучие - это психологическая характеристика, которая в основном зависит от субъективных факторов. Состояние же субъективного здоровья - это психологическая проблема и, в самом широком смысле, предмет психологии здоровья. Психология здоровья - это область психологии и новое направление в медицине, которая позволяет, с психологической точки зрения, осмыслить психологию и поведение здорового человека, его способы успешно справляться с болезнями и поддерживать свое здоровье. С точки зрения большинства специалистов, психология здоровья - это не только преодоление болезни, но и недопущение ее, что и является одним из признаков здоровья и характеризует здоровое поведение человека. По ранее данному определению, здоровье необходимо трактовать как целостность и сохранность. Нездоровье - это нарушение или отсутствие целостности человека как организма, индивида и личности.
Психическое здоровье - одна из наиболее активно обсуждаемых проблем в психологии, теоретической и практической психотерапии, психиатрии. Однако, несмотря на многочисленные теоретические и практические разработки категории здоровья, ее статус на сегодняшний день весьма неоднозначен.
И.В. Дубровина конкретизировала различие категорий: "психическое здоровье", по сути, имеет отношение к отдельным психическим процессам и механизмам; "психологическое здоровье" характеризует личность в целом и находится в тесной связи с высшими проявлениями человеческого духа, позволяет выделить собственно психологический аспект проблемы психического здоровья, в отличие, например, от медицинского. Основу психического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Если психическое здоровье имеет отношение прежде всего к отдельным психическим процессам и механизмам, то психологическое здоровье относится к личности в целом.