Конкретные приоритетные направления развития науки и техники детализируютcя в перечне критических технологий. Приоритетные направления развития науки и техники, перечень критических технологий федерального уровня yтверждаются Правительственной комиссией по научно-технической политике.
Приоритетными в России являютcя информационные технологии и электpoника, производственныe технологии (лазерные, робототехника, гибкие производственные системы и др.); новые материалы и химические продукты, технологии живых систем (например биотехнологии), транспорт, топливо и энергетика; экология и рациональное природопользование. Выделены 77 критических технологий.
Финансирование работ по развитию исследований в области физики высоких энергий, ядерной физики, управляемого термоядерного синтеза, высокотемпературной сверхпроводимости, космоса, мирового океана, генетики осуществляется целевым назначением Государственным комитетом РФ по науке и технологиям.
Действующие государственные научно-технические программы представляются для утверждения в Правительство РФ в виде: самостоятельной программы федерального уровня; подпрограмм в составе федеральной научно-технической программы, сформированной на базе нескольких государственных научно-технических программ; подпрограмм в составе федеральной целевой программы.
|
|
Особым объектом науки федерального значения является Государственный научный центр. Присвоение организации статуса Государственногo научного центра не означает изменения ее организационно-правовой формы.
Центры освобождаются от уплаты налога на добавленную стоимость при приобретении материалов, оборудования, покупных изделий.
К началу 1996г. в России было свыше 60 Государственных научных центров.
Государственная научно-техническая программапредставляет собой Комплекс взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, обеспечивающих эффективное решение важнейших научно-технических проблем развития науки и техники.
Одним из видов целевых программ, утверждаемых Правительством РФ, является федеральная научно-техническая программа, которая содержит увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам выполнения комплекс научных исследований и разработок, а также мероприятий по их осуществлению.
Программы должны обладать:
- существенной значимостью для формирования нового технологического уклада;
- принципиальной новизной и взаимоувязанностью программных мероприятий.
В качестве государственного заказчика выступает Министерство науки и технологий РФ.
Руководство программой осуществляет научный совет, который отвечает за выбор научно-технических решений, уровень их реализации. Научный совет организует конкурсный отбор исполнителей и экспертизу полученных результатов.
|
|
Разрабатывaютcя на среднесрочный (пятилетний) период в соответствии с Федеральным законом «О государственном прогнозировании и про граммах социально-экономического развития Российской Федерации».
Программа отнесена к федеральному уровню, если:
- соответствие программы и входящих в ее состав проектов перечню критических технологий;
- значимость (существенная) решаемой проблемы для экономики, социальной сферы, экспорта, развития науки и техники;
- принципиальная новизна и технологическая прогрессивность;
- достаточность (полнота и взаимоувязанностъ) системы программных мероприятий для решения пocтaвленных задач;
- реальность решения проблемы исходя из возможностей имеющегося задела, наличия кадров, базы и дрyгиx необходимых ресурсов.
Между рабочей группой и всей организацией должна бьпь устойчивая связь, так как реализация проекта должна осуществляться в сотрудничестве с существующими подразделениями и результат должен бытъ интегрирован в имеющуюся структуру.
Каждый член рабочей группы имеет, как правило, двух руководителей (руководителя группы и руководителя функционального подразделения). Для управления проектом может бьпь выделен специальный руководитель. Структура группы по проекту зависит от сложности проекта.
В составе группы могут быть выделены: технический ("рабочий") руководитель, решающий, что и когда должны делать сотрудники; научный ("профессиональный") руководитeль, отвечающий за качество выполнения работы; руководиreль-организатор, обеспечивающий личные интересы сотрудников (заработная плата и т.п.).
Руководители образуют координационную группу, в задачи которой входит:
- определение цели проекта;
- назначение руководителей рабочих групп;
- создание рабочих групп;
- постановка задачи;
- контроль за реализацией проекта (качество, Время, расходы);
- принятие решения о продолжении работ по Проекту;
- роспуск рабочих групп.
При отборе кандидатур в рабочую группу руководствуются следующими критериями:
- компетентность и опыт;
- наличие специальных знаний в проблемной области;
- возможность Привлечения к работе;
- власть и авторитет в организации;
- способность разрешать конфликтные ситуации;
- отношение к делу;
- личный интерес и мотивация.
Руководитель проекта играет решающую роль в организации работы, он должен иметь авторитет в глазах руководителей функциональных подразделений.
Применяются различные методики управления рабочей группой например, планирование бюджета и контроля за затратами; управление информационными потоками и т.п. Универсальной является и процедура организации совещаний по проекту, принятия решений и т.п.
К специфическим инструментам управления проектом относятся:
1. Определение проблемы и постановка задачи.
2. Установление промежyтoчных этапов.
Четкая формулировка проблемы и постановка задачи важна для:
- осмысления проекта и установления этапов выполнения;
- выделения наиболее важных проблем;
- создания модели обмена информацией;
- определения ожидаемых результатов;
- разработки рекомендаций после завершения работ.
Наглядно этапы прохождения проекта представлены на схеме рисунке 5:
|
| |||||||
| ||||||||
Основной персонал научных организаций составляют научные работники.
|
|
Научные работники- это лица, занимающиеся научными исследованиями и разработками. Научные работники могут быть занятыI в различных отраслях науки, секторах науки и типах организаций.
В составе персонала выделяют четыре категории: исследователи, техники, вспомогательный и прочий персонал.
Особые требования предъявляютcя и к работникам кадровых служб научных учреждений. Функции кадровых: планирование потребностей в персонале, активные методы набора и найма, управление потерями времени, анализ текучести, развитие. Учет и делопроизводство не должны занимать более 10 % фонда рабочего времени кадровых служб. В настоящее время в кадровых службах возрастает численность психологов, специалистов в области методов оценки и обучения, консультантов по планированию карьеры и т.д.
Вопросы мотивации для лиц, занятых научной деятельностью, играют значительно большую роль, чем для других работников.
Труд работников, занятых научной деятельностью, сложно нормировать; усложняется также процесс контроля этих работников.
Мотивация- это побуждение, предрасполагающее человека действовать специфическим, целенаправленным образом.
Двухфакторная теория мотивации Фредерика Герцберга, предложенная во второй половине 1950-х гг., выделяет две группы факторов:
- гигиенические (внешние по отношению к работе), которые снимают неудовлетворенность работой;
- мотивационные (внутренние, присущие работе).
К первой группе относят условия труда, заработную плату, отношение начальника и т.д. Вторая группа факторов предполагает, что каждый отдельный человек может мотивированно работать, когда видит цель и считает возможным ее достижение.
В 1940-е гг. американским психологом Абрахамом Маслоу предложена теория человеческих потребностей.
Самовыражение
(реализация заложенных
способностей)
Потребности в признании
(власть, право принимать решения)
Социальные потребности
(в контактах, принятиеопределенной группой, любовь)
|
|
Потребности в безопасности и защищенности
Физиологические потребности (питание, квартира, одежда)
Рис. 5.1. Иерархия потребностей по Маслоу
Так, В. А. Ядов выделяет несколько групп ученых, исходя из деления по типам мотивации:
Одну образуют подлинные энтузиасты, для которых сам процесс познания представляет самoценность и способ реализации.
Вторая - профессиональные и компетентные работники, которые реалистичны и стремятся сочетать научное творчество с заслуженными материальными благами.
Третья "фракция" научного сообщества образуется из честолюбивых, инициативных и достаточно прагматичных ученых, которые обеспокоены достижением высокого положения в официальной структуре.
Современные теории мотивации подразделяются на две катеории: содержательны е и процессуальные.
Содержательные основываются на том, что существуют внутренние побуждения, которые заставляют человека действовать.
В процессуальных теориях мотивация поведения личности определяется не только потребностями. Она является также функцией восприятия и ожидания личности, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного ею типа поведения.
Наиболее известны из процессуальных теорий теория ожиданий, теория подкрепления, теория справедливости, модель Портера-Лоулера.
Теория ожиданийпредставлена работами американского философа и социолога Виктора Врума Она исходит из предположения, что во многих ситуациях люди сознательно оценивают альтернативные линии поведения и выбирают ту, которая, по их мнению, ПРИВОДИТ к нужным ДЛЯ НИХ результатам. Эта теория включает три главные переменные:
- Ожидание варьирует от 0 до 1. Если у человека нет определенного представления о возможности завершить данную работу вовремя, то ожидание близко к 0, если он уверен, то равно 1.;
- Валентность ("результат" - "вознаграждение"). За любой достигнутый результат человек хочет получить определенное вознаграждение;
- Инструментальность ("исполнение" - "результат") - предполагаемая взаимосвязь между двумя следствиями (между получением положительного результата работы и получением обещанного вознаграждения).
Теория подкрепления базируется на принципe – можно изменитъ поведение пyтeм подкрепления его желательных проявлений и игнорирования нежелательных.
Теория справедливости предполагает, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем сравнивают его с вознаграждением других лиц, выполняющих аналогичную работу.
Модель Портера-Лоулера представляет собой комплексную процессуальную теорию мотивации, включающую элементы теории ожиданий и теорию справедливости.
Кадровое планирование должно дать ответы на следующие вопросы:
- Сколько работников, какой квалификации, где и когда необходимы?
- Каким образом можно привлечь необходимый и сократить излишний персонал, учитывая социальные аспекты?
- Каким образом можно использовать работников в соответствии с их способностями?
- Каким образом можно систематически и целенаправленно содействовать развитию кадров для выполнения квалифицированных видов работы?
- Каких затрат потребуют запланированные кадровые мероприятия (расходы по содержанию персонала)?