Различия между стратегическим и тактическим планированием
1. Как было отмечено выше, стратегическое планирование - это то, че¬го хочет добиться предприятие (фирма) в данном периоде (стратегия, цели); тактическое планирование отвечает за то, каким образом предприятие (фир¬ма) должно достигнуть такого состояния.
2. Принятие решений на уровне тактического планирования менее субъективно, так как достигнута конкретная информация.
3. Выполнение тактических решений лучше отслеживается и менее подвержено риску.
4. Тактические решения легче оцениваются и могут быть выражены в конкретных цифровых результатах.
5. Для тактического планирования характерно тяготение к уровням от¬дельных подразделений.
Процесс планирования на предприятии (фирме) состоит из ряда этапов, следующих друг за другом
Первый этап. Фирма проводит исследования внешней и внутренней среды предприятия. Определяет главные компоненты внешней и внутренней среды, выделяет те из них, которые действительно имеют значение для предприятия, проводит сбор и отслеживание информации об этих компонентах, составляет прогнозы будущего состояния среды, производит оценку реального положения предприятия.
|
|
Второй этап. Фирма устанавливает свои ориентиры своей деятельности: видение, миссию, комплекс целей. Иногда этап установления предшествует анализу среды.
Третий этап. Проводится стратегический анализ. Фирма сравнивает цели (желаемые показатели) и результаты исследований факторов внешней и внутренней среды (ограничивающих достижения желаемых показателей), определяет разрыв между ними.
При помощи методов стратегического анализа формируются различные варианты стратегии.
Четвертый этап. Производится выбор одной из альтернативных стратегий и ее проработка.
Пятый этап. Подготавливается окончательный вариант стратегического (долгосрочного) плана деятельности предприятия.
Шестой этап. Выполняется работа по среднесрочному планированию.
Седьмой этап. На основе стратегического (долгосрочного) плана и результатов среднесрочного планирования предприятие разрабатывает годовые и оперативные планы.
Восьмой и девятый этапы не являются стадиями непосредственного процесса планирования в данном периоде, тем не менее определяют предпосылки для создания новых планов, которые должны учитывать, что предприятию удалось сделать, реализуя свои планы, и каков разрыв между плановыми показателями и фактическим выполнением.
Таким образом, в целом процесс планирования на предприятии представляет собой замкнутый цикл с прямой (от разработки стратегии к определению годовых и оперативных планов до реализации и контроля) и обратной (от учета результатов выполнения к переформулированию плана) связью.