Преимущества рынка:
• эффективное распределение ресурсов;
• возможность функционирования при ограниченной информации о цене и издержках;
• гибкая приспособляемость к изменениям (в 70-х годах рост цен на энергоносители обусловил разработку альтернативных источников и ресурсосбережение);
• оптимальное использование результатов НТР;
• свобода выбора и свобода действий;
• способность к удовлетворению разнообразных потребностей.
Негативные стороны рынка:
В экономической литературе выделяются 5 «фиаско» (или «провалов») рынка:
- не производит общественные блага. Общественные блага – это блага, потребление которых одним лицом не может исключить их из потребления других лиц. Примеры: внутренняя и внешняя безопасность, научные знания. Проблема «безбилетников». Особенность знаний - частичного преодоления их характера общественного блага удается достичь при помощи засекречивания результатов исследований, а также патентной системы.
- существование побочные эффекты (экстерналии). Относится к ситуации, когда производство того или иного блага сопряжено с позитивным или негативным эффектом для общества, не учитываемым рынком (например, загрязнение окружающей среды).
- естественно возникающие нарушения условий совершенной конкуренции. Рынок не способен противостоять монополистическим тенденциям. При бесконтрольности рыночной среды формируются и укрепляются монополии, создаются неоправданные привелегии для ограниченного круга субъектов рынка (в виде высоких цен, а следовательно, наличия сверхприбыли);
- порождает недостаток информации у хозяйственных субъектов и ее асимметрию. Пример недостаточности информации и ее асимметрии - ситуация с предоставлением услуг здравоохранения; последствия для экономического механизма в этой сфере.
- рынок может действовать, но общество не согласно с результатами его действия. Здесь - два варианта. Первый - мериторные блага; примеры: наркотики, с одной стороны, симфонические концерты (культурные услуги), с другой. Второй - негативное отношение общества к ряду общих последствий функционирования рынка (например, к высокой дифференциации доходов, распространению бедности, наличию значительных по размерам маргинальных слоев населения и т.п.).
Кроме этих «фиаско» рынка к его негативным сторонам также относят:
• не сохраняет невоспроизводимых ресурсов;
• не регулирует мировых богатств (например, рыбных);
• не создает коллективных благ;
• не обеспечивает фундаментальных исследований;
• удовлетворяет запросы тех, у кого есть деньги, не производит социально значимые товары;
• подвержен нестабильности (цикличность экономического развития).