Условия и правила проведения мозгового штурма

Цели и задачи мозгового штурма

Метод «мозгового штурма» (brain storming) был придуман в середине прошлого века американским психологом Алексом Осборном, а широкую известность получил после выхода в 1953 году его книги «Управляемое воображение: Принципы и процедуры творческого мышления». В ней Осборн определил мозговой штурм как метод, позволяющий группе людей использовать свои интеллектуальные возможности для быстрого и эффективного решения поставленной задачи. При этом он учитывал два факта. Есть люди, которые хорошо генерируют идеи, но плохо справляются с анализом, и, наоборот, есть те, кто лучше справляется с анализом идей, но у них не получается придумывать новые. Он предложил разделить работы по принятию решению на два этапа. На первом этапе предлагаются идеи, а на втором они критически обсуждаются. Собственно, в разделении процесса поиска идеи на два этапа и состоит смысл предложенного им метода. Отметим, что в настоящее время существуют трехэтапные схемы проведения мозговых штурмов, начинающиеся со стадии выявления всей остроты проблемы или всех недостатков, присущих предмету обсуждения. На основании этих недостатков формулируются задачи для последующей дискуссии. Вторым и третьем этапом являются этапы обычного "мозгового штурма". Таким образом, отражая более полно недостатки, удается находить большее число идей по их устранению. Такой подход получил название «обратной мозговой атаки».

С 60-х годов мозговой штурм стал популярным средством организации работы. Сейчас к мозговому штурму обращаются для решения технических проблем, административных, экономических и социологических задач. В рекламе метод «мозгового штурма» используется для генерирования творческих идей. Это могут быть идеи разного уровня – от стратегических концепций до сценария корпоративного праздника. С помощью мозгового штурма можно придумать название нового брэнда, сценарий ролика, варианты продвижения товара и т.п. Так, классическими примерами мозгового штурма стали концепция продвижения йогуртов Danon – «Не все йогурты одинаково полезны», название кондитерского объединения СладКо, концепция московской сети ресторанов «Макдональдс» и т.д. Мозговой штурм применяется не только для решения сложных проблем, но и для того чтобы люди научились работать в команде или решили какие-либо внутрикорпоративные конфликты. Для этого, как правило, выбирают легкую задачу – например, встреча Нового года.

Обстановка во время мозгового штурма должны быть непринужденной, доброжелательной и максимально комфортной для всех участников. Можно предложить чай кофе, кофе, включить легкую, но бодрую музыку. Играет роль также форма стола - предпочтительно круглая, для того чтобы участники ощущали свое, хотя бы и временное, равноправие. По ходу штурма допускается смена обстановки, в частности передвижения столов, смена местоположения участников. Правило о выключении мобильных телефонов должно беспрекословно выполняться всеми, в том числе и самым большим из присутствующих боссом. Немаловажная деталь: все выдвигаемые идеи должны быть зафиксированы. Аудио- и видеозапись не всегда бывают предпочтительными, т.к. часто при групповом обсуждении возникают необходимость быстро вернуться к какой-либо идеи и при этом продолжать обсуждение, что на деле очень сложно, т.к. придется использовать дополнительный комплект техники. К тому же дискуссия может проходить столь активно, что ее запись получится мало разборчивой из-за накладки голосов друг на друга. А оператор с видеокамерой, как включенный наблюдатель, способен разрушить рабочую атмосферу и повлиять на результат (особенно "зажимаются" в присутствии камеры новички). Поэтому на мозговых штурмах ограничиваются письменной стенограммой, а также фиксированием основных высказываний на классной доске и большом ватмане. Аналог классной доски необходим, во-первых, чтобы, участники не повторялись, а во-вторых, для рождения ассоциативных цепочек. Кроме того, в случае принятия стратегических решений рекомендуется проводить мозговые штурмы за пределами офиса.

В группу «штурмующих» в среднем входит от 8 до 15 человек, но существуют варианты построения коллективных дискуссий и для более широких аудиторий, рассчитанных до 50 человек. В случае меньшего числа участников существует опасность угасания обсуждения за счет быстрого перебора идей, среди которых может и не оказаться нужных. Участники штурма не обязательно должны быть узкими специалистами в исследуемом вопросе. В состав группы следует приглашать людей разного пола, возраста, темперамента. Что касается статусных различий, то эта проблема до сих пор вызывает много споров среди специалистов по мозговым штурмам. Одни считают, что только равное положение участвующих может обеспечить генерацию новых идей. Поэтому рекомендуют руководителям никогда не брать на себя роль модератора или ведущего штурма. Другие придерживаются обратной точки зрения, полагая, что руководитель может максимально полно использовать опыт, знания и творческие способности своих подчиненных. В рамках такого подхода была разработана специальная схема, получившая название «Корабельный совет». В этой схеме порядок выступления четко установлен – от младшего к старшему, от «юнги» к «капитану». Вопросы имеет право задавать капитан, остальные участники могут критиковать и защищать идеи только по команде капитана. Отбор идей также осуществляется капитаном, но при вся команда обязательно по очереди должна как критиковать, так и защищать идеи выбранные капитаном, в том числе и свои собственные. Подобная схема эффективна в условиях дефицита времени, отведенного на принятия решения.

В классическом случае участники делятся на две группы: генераторов идей и критиков. Каждая из групп должна соблюдать определенные правила:

1. Какой бы фантастичной ни была идея, выдвинутая любым из участников, она должна быть встречена с одобрением.

2. Категорически запрещены взаимные критические замечания и промежуточные оценки.

3. Не допускайте мысли, что данная проблема неразрешима.

4. Избегайте мысли, что обсуждаемая проблема может быть решена только известными способами.

5. Чем больше идей выдвинуто, тем больше вероятность появления новой и ценной.

6. В ходе МШ допускаются и приветствуются дополнительные усовершенствования и развитие целей, разрешается задавать вопросы коллегам с целью уточнить их идеи.

7. Если проблема в целом не поддается решению, попробуйте расчленить ее на составные части.

8. Решение проблемы может быть найдено в других сферах. Разрешается менять все параметры: уменьшать или увеличивать стоимость, сроки, размеры, расстояния и т. п. (Правило РВС – «Размер, время, сила»)

9. Участник должен стремиться не к демонстрации своих познаний и квалификации, а к решению выдвинутой проблемы.

10. Не ждите одобрений или осуждений вашей идеи со стороны коллег, не обращайтесь к руководителю МШ за поддержкой.

11. В процессе МШ меньше думайте о возможных последствиях.

12. Следует воздерживаться от перешептываний, переглядываний, жестов, которые смогут быть неверно истолкованы другими участниками.

13. Попытайтесь с самого начала убедить себя, что положительное решение данной проблемы для вас важно.

Мозговой штурм в среднем длится около часа, поэтому на каждый этап работы должно отводится около получаса. Но иногда проведение штурма разбивается на два дня. В первый день без ограничения времени работают генераторы идей, во второй – критики. В любом случае важно соблюдать перечисленные правила, т.к. с их нарушением теряется сама идея мозгового штурма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: