Введение. Конфликтология (слово конфликт происходит от латинского conflictus – столкновение, противоборство) представляет собой отдельную область научного знания

Конфликтология (слово конфликт происходит от латинского conflictus – столкновение, противоборство) представляет собой отдельную область научного знания. У нее свой предмет изучения — социальная природа, причины, типы и динамика конфликтов, пути, методы, средства их предупрежде­ния и регулирования.

Как важная отрасль обществознания и человековедения конфликтология возникла, формировалась и развивается в настоящее время в тесной связи с социальной философией, социологией, психологией, политэкономией, историей, правом, этикой, рядом других социальных и гуманитарных наук. Она опирается на достижения этих наук, синтези­рует все то, что непосредственно относится к ее предмету.

Практическое приложение конфликтологии вызывается тем что, соглашаясь утверждением «худой мир лучше доброй ссоры», люди тем не менее не могут избежать дисгармонии, обходиться/без конфликтов. Нередко конфликт оказывается не только неизбежном, но и приемлемым «вы­ходом» из сложившейся ситуации, едва ли не единственным способом по­зволить людям прийти к согласию относительно совместных дел, частных и общих интересов, норм поведения.

Несомненна прикладная направленность конфликтологии наряду с ее теоретическим значением. Эта область науки реально помогает рас­познавать конфликты, принимать надлежащие меры для их профилак­тики и разрешения. Она дает возможность лучше ориентироваться в сложностях социальной жизни, искать оптимальные решения в конф­ликтных ситуациях, находить наиболее эффективные способы воздей­ствия на поведение людей, так или иначе вовлеченных в конфликтное противоборство.

Конфликтология необходима для всех видов управленческой деятельности. Применительно к менеджменту ее основное предназначение заключается том, чтобы побудить руководителя смотреть на конфликт­ные ситуации, что называется, открытыми глазами, не довольствовать­ся интуицией и, здравым смыслом, а следовать в работе с людьми определенным, наукой установленным правилам и приемам управления конфликтами.

Обыденное знание, сколь бы обширным оно ни было, уступает научному. Такое знание о конфликтах представляет собой не больше чем простую сумму разнообразных, но поверхностных сведений о нашем предмете, не проникает в глубь явлений социальной жизни, лишь констатирует факты и предшествующий опыт.

Главное, в том, чтобы научиться не только распознавать конфликты, предвидеть их последствия, но и управлять ими, четко представляя задачи и функции такого управления. При этом, безусловно, выделяется роль руководителя в конфликтных ситуациях, его интел­лектуальные, волевые и эмоциональные качества, которые требуются для профилактики и разрешения конфликтов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: