Лекция № 1. Формирование основ конфликтологии

1.1. Накопление знаний о конфликтах

1.2. Становление конфликтологии как науки

1.3. Современные концепции конфликта

1.1. Накопление знаний о конфликтах

Конфликты как существенная сторона социальных связей, взаи­модействия и отношений людей, их поведения и поступков всегда, с
незапамятных времен притягивали к себе пытливое внимание чело­века. Свидетельства тому — мифология и религия разных народов,
фольклор и памятники древней литературы, суждения античных и
средневековых мыслителей, достижения социальных и гуманитарных
наук.

Взять, к примеру, сюжет с «яблоком раздора» и «судом Париса» в греческой мифологии. Это поэтический рассказ о том, как богиня раздора и вражды Эрида бросила на пиршественный стол золотое яблоко с лаконичной надписью «прекраснейшей».

Впечатляет библейское сказание о раздоре между Каином и Аве­лем — сыновьями Адама и Евы. Конфликт между ними произошел тогда, когда братья приносили жертвы богу каждый по своим заня­тиям: Каин как земледелец «от плодов земли»; Авель как пастух «из первородных стада своего».

Издавна была нащупана связь объяснения конфликтов с понима­нием сущности самого человека и общества. Потому-то корни конфликтологии уходят в глубокую древность, к истокам социальной философии.

Конфуций — знаменитый мудрец Древнего Китая — еще в VI в. до н.э. в своих изречениях утверждал, что злобу и заносчивость, а с ними и конфликты, порождают, в первую очередь, неравенство и несхожесть людей. Он говорил: «Трудно бедняку злобы не питать и легко богатому не быть заносчивым». От дурных помыслов и поступков удерживает человечность, прежде всего доброта, справедли­вость, чистосердечие, благожелательность.

В одно время с Конфуцием попытку рационально осмыслить природу конфликта предпринял древнегреческий философ-диалек­тик Гераклит. Он считал, что в мире все рождается через вражду и распри. Конфликты представлялись ему как важное свойство, непре­менное условие общественной жизни, ибо противоборство, в том числе и война, есть «отец всего и царь всего».

Конфликтам уделяли внимание и такие выдающиеся умы ан­тичности, как Платон и Аристотель, жившие в V—IV вв. до н.э. Они полагали: человек по природе своей существо общественное; от­дельный человек представляет собой лишь часть более широкого целого — общества; заложенное в человеке общественное начало придает ему способность к взаимопониманию и сотрудничеству с другими людьми.

Нужно заметить, что коллективизм в его примитивной, грубой, а
нередко принудительной форме долгое время, вплоть до эпохи
Возрождения, преобладал в общественных связях. Он освящался ре­лигией.
В условиях средневековья коллективизм означал подчинение человека
феодальному государству, поглощение личности крестьянской общиной,
ремесленным цехом, купеческой корпорацией, рыцарским или монашес­ким орденом.

И только на излете средних веков — в XVI—XVII вв. — сформи­ровался в мощную силу индивидуализм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: