Основой постмодернизма является постструктурализм. Постструктурализм – это интеллектуальное движение во Франции, сформировавшееся в середине 60-х – начале 70-х годов. Сторонников данного движения называют структуралисты. Представители структурализма в гуманитарной науке: антрополог и социолог Клод Леви-Стросс, психоаналитик Жак Лакан, философы Жак Деррида и Мишель Фуко, американский философ Ролан Барт и др.
Рассмотрим философское направление постструктурализма более подробно.
В рамках данного направления различные явления, предметы исследуются с точки зрения структуры. Структура – это устройство, строение. Структуралисты считают, что общество и культуру можно анализировать по аналогии с исследованиями структуры языка, как это делает лингвистика. Другими словами, общество и культуру следует рассматривать как знаковые системы.
Структуралисты исследуют различные социокультурные феномены как целостные знаковые структуры, элементы которых связаны друг с другом по определённым правилам. Возникает специальная наука – семиотика, – которая занимается изучением символов и знаков.
Согласно традиционной теории языка реальность представляется каждому из нас через язык. При помощи языка мы обозначаем, называем окружающие нас предметы и явления. Это позволяет нам думать. Таким образом, именно через язык явления и предметы становятся для нас реальными, мы начинаем воспринимать окружающий мир как объективную реальность.
По мнению Жака Лакана, при помощи языка мы называем не саму вещь, не само явление, а её значение. Значение – это средство соединения человека с реальностью через знак. Знак – это материальный объект, выступающий как представитель другого объекта и несущий определённую информацию. Именно при помощи значений происходит соединение каждого из нас с объективным миром. Таким образом, получается, что значение вещи связывает нас не самим предметом, а с другим значением, с другим знаком.
Развивая эту мысль другой учёный, Жак Деррида, сделал вывод, что язык – это не просто нейтральный посредник между реальностью и мышлением, а особая реальность. Знак, по мнению Жака Даррида, соотносится не с вещью, которую замещает, а с языком.
Восприятие и понимание любого объекта в окружающем мире возможно только через различение с уже известным.
Ж. Деррида: «Смысл слов не в них, а между ними. Язык – это всего лишь система различий, отсылаемых всеми элементами друг к другу, и нет возможности остановиться на одном из них. Слово-ключ не существует, так же как и центр. Отсутствие конечного значения расширяет до бесконечности поле и игру значений».
Для примера: как понять что такое «тишина»? тишина – это отсутствие шума. Т.е мы сказали, чем тишина не является. При определении слова «тишина», мы воспользовались другим словом - «шум». Определение чего-либо даётся через отсылку к другим определениям.
Таким образом, в постструктурализме различные явления рассматриваются как совокупности знаков: всё – есть знак. Исходя из данного тезиса, теоретики постструктурализма критикуют современную массовую культуру. Они утверждают, что через язык средств массовой информации людям навязывается определённый образ мышления, отвечающий нуждам господствующих идеологий, происходит манипулирование сознанием.
Для того, чтобы пресечь манипуляцию в структурализме был развит специальный метод теоретического познания. Этот метод получил название – деконструкция. Философско-научное направление, которое развивает этот метод, называется деконструктивизм.
Впервые феномен деконструктивизма появился в американской литературной критике.Деконструкция – это метод разложения структуры художественного текста на части.
Цель деконструкции - понять, каким именно образом был создан конкретный текст. Деконструкция литературного текста заключается, во-первых, в выявлении его противоречивости; во-вторых, в обнаружении в тексте скрытых смыслов. Скрытые смыслы анализируемого текста могут выводиться из текстов, созданных в прошлом другими авторами.
Философ Ольга Вайнштейн характеризует деконструкцию, как «стиль критического мышления»[2]. Метод деконструкции включает в себя 2 этапа:
1. Переворачивание структуры как бы с ног на голову,
2. Реконструкция, т.е. воссоздание перевёрнутой структуры.
Постепенно деконструктивизм вышел за пределы литературной критики.
Жак Даррида распространяет понятие «текста» на неязыковые объекты, на весь мир. По его мнению, мир конструируется как текст. Это означает, что реальность - каждый предмет, каждое действие – воспринимается как постоянная отсылка к чему-то другому.
Жак Даррида в интервью с Ольгой Вайнштейн говорит: «”Нет ничего вне текста”: это означает, что текст – не просто речевой акт. Допустим, этот стол для меня – текст. То, как я воспринимаю этот стол – уже само по себе текст» [3].
Любое произведение искусства, по мнению постструктуралистов, это текст. Данное представление стало использоваться как метод анализа культуры и как средство создания произведений искусства. Произведение искусства – это текст, который можно «читать», «интерпретировать» и «деконструировать».
Интерпретировать – означает истолковывать что-либо, давать объяснение чему-либо; это значит вкладывать какой-либо смысл в произведение искусства.
Деконструировать – означает разобрать структуру на части, а потом собрать заново; это значит понять, из каких элементов сделан текст (какие тексты из прошлого составляют рассматриваемый текст).
В искусстве с помощью метода деконструкции могут выявляться (и часто высмеиваются) мифы, стереотипы, штампы, на которых построено какое-либо произведение или даже сама действительность.
Пример деконструкции:
1. В кино:
х/ф Догма (реж. К. Смит). Точка зрения на одну из сюжетных линий фильма, в рамках которой можно говорить о применённом автором методе деконструкции. 1 этап деконструкции - переворачивание: Иисус Христос –не мужчина, а женщина. 2 этап деконструкции – реконструкция – введение персонажа-женщину в сюжет фильма.
х/ф Самка (реж. Г. Константинопольский): введение в речь героев фильма цитат из русской классики (И. Тургенев). При этом нет прямого упоминания о том, что произносимые героями фильма слова – это текст из классического произведения. Слова из классических произведений произносятся в новом контексте. Новый контекст может изменять смысл цитат.
2. В литературе: Венедикт Ерофеев «Москва – Петушки» (псевдо-автобиографическая поэма в прозе). Монологи главного героя составлены из библейских цитат, советских газетных штампов, скрытых и прямых цитат из русской и мировой литературы и классиков марксизма-ленинизма. Цитаты завуалированы, они скрыты в структуре книги. В новом контексте они могут приобретать ироничный характер.
К 80-м годам ХХ века постмодернизм оформился как единый комплекс представлений, объединяющий постструктурализм и деконструктивизм. Это комплекс представлений оформился в теорию постмодернизма.
Выделим 5 основных принципов социальной теории постмодернизма.
1. Культура как система знаков. Идея культуры как системы знаков есть первая и главная идея постмодернизма. В центре внимания постмодернизма оказывается проблема языка, языкового характера мышления.
Все теоретики постмодернизма, несмотря на расхождения в частностях, считают, что язык «владеет» своим носителем. Именно язык определяет способы мышления и жизнедеятельности конкретного человека.
Язык описывается в постмодернизме как знаковая структура, которая является вместилищем значений, независимых от их связи с «фактами» мира или намерениями субъекта. Таким образом, утверждается, что значения рождаются в контексте отношений между знаками, составляющими структуру языка.
Значения возникают вследствие определенного положения знаков в структуре языка, а не вследствие их соответствия фактам действительности. Понимание мира возможно только в языке и посредством языка. Развитие истории – это следствие «истории текстов».
2. Мир как текст – один из наиболее известных тезисов постмодернизма. В постмодернизме вся реальность обладает свойством текстуальности. Текстуальность означает, что мир мыслится как текст.
Согласно постмодернизму, человек традиционно постигал мир с помощью определённых нарративов (рассказов, историй). Нарратив – это рассказ, который определяет правила и способы идентификации объектов, правила и способы взаимодействия людей и их отношение к миру.
В каждую историческую эпоху господствовала специфическая, более или менее единая система нарративов, которая позволяла управлять обществом. Пример: религия - это рассказ (нарратив) о том, что спасение души возможно через обращение Богу; наука – рассказ о том, что развитие разума приведёт к расширению свободы и т.п.
В настоящее время нарративы прошлого теряют свою силу, но под воздействием глобальной системы масс-медиа, происходит порождение новых мифов и иллюзий.
Постмодернизм вскрывает внутренний механизм процесса мистификации общественного сознания, происходящего под воздействием СМИ. Постмодернизм показывает ненадежность, недостоверность, неистинность знания о мире, формируемого через СМИ.
По мнению постмодернистов, культура любого исторического периода предстает как сумма текстов и обладает свойством интертекстуальности. Интертекстуальность в отношений искусства означает, что произведение искусства – это текст, который состоит из множества других текстов и сам является текстом для других произведений искусства.
Чтобы понимать произведение искусства нужно иметь представления о других текстах, из которых, возможно, состоит рассматриваемый объект. При этом текст не имеет границ, ему присуще внутренняя неоднородность, открытость, множественность, незавершённость.
Деконструкция становится методом постмодернистского искусства. Она превращается в бесконечный интерпретативный процесс, который релятивизирует любой текст, любое понятие. В связи с этим теряется смысл поиска истины, правды.
Весь многовековой опыт истории человечества подвергается переосмыслению, он служит базой для выявления объединяющих человечество ценностей, не привязанных к какой-либо одной центрирующей идеологии, религии, философии.
3. Децентрация и плюрализм. Постмодернизм подвергает критике центрированность как основной принцип европейской культуры. Центрированность означает акцент на чём-то едином, целостном. Если раньше искусство, культура имели единое смысловое поле (например, все направления авангардизма противостояли традиции), то постмодерн характеризуется двумя основными чертами:
– распадом единства
- ростом плюрализма.
Эти черты означают равноценность всех жизненных, культурных форм. Возникает представление о культуре как ризомы. Нет начала и конца, нет иерархии авторитетов, нет высокого и низкого, нет плохого и хорошего и т.д.
Произведение искусства становится как бы лабиринтом, где переплетены различные тексты. В крайнем варианте постмодернисты считают невозможным и бесполезным пытаться устанавливать какой-либо иерархический порядок, какие-либо системы приоритетов – в познании, культуре, жизни.
4. «Смерть субъекта» / «смерть автора», не менее важная философская составляющая постмодернизма.
Рассматривая общество, культуру и искусство как текст, постмодернисты и сознание личности уподобляют некой сумме текстов. Поскольку «ничего не существует вне текста», то и любой индивид неизбежно находится внутри текста. Превращение субъекта в текст делает невозможным отношение к самому себе как к чему-то постоянному. Постмодернизм обосновывает невозможность независимого индивидуального существования. Человек как бы растворяется в текстах.
В постмодернизме индивид лишается целостности - это фрагментированный, разорванный человек, он характеризуется несовпадением социальных, персональных и биологических функций и ролевых стереотипов. Его ориентация приобретает контекстуальный, а не универсальный, характер. Личность человека «размывается», она расчленяется фрагментированным опытом (пример: главный герой из романа Чака Паланика «Бойцовский клуб», х/ф «Бойцовский клуб» (реж. Дэвид Финчер, 1999)).
Примеры: 1. В жизни это проявляется в том, что разные сферы деятельности человека становятся отдельными, автономными областями (образ клерка, который в свободное время может быть кем угодно). 2. Так называемое «клиповое мышление», не логичное, обрывистое, эклектичное как музыкальный видеоклип.
Тезис о «смерти субъекта» в литературе и искусстве проявляется в том, что автор не должен интерпретировать свое произведение, он как бы устраняется («умирает»), и читатель должен делать собственные выводы. Например, название книги может целенаправленно сбивать читателя с толку; название не должно быть связано на прямую с содержанием книги, чтобы не навязывать читателю авторскую позицию (классический постмодернистский роман Умберто Эко «Имя розы»; авторские комментарии к этому роману выпущены отдельной книгой «Заметки на полях “Имени розы”»).
Сам создатель произведения искусства больше не богоподобная личность, транслирующая в мир какие-то свои ценности, а скорее, частное лицо.
Пример: романы Фредери́ка Бегбеде́ра «Любовь живёт 3 года», «99 франков», «Фокус группа». Например, в романе «Любовь живёт 3 года» автор выступает как частное лицо, рассказывающий в личном дневнике о своих любовных переживаниях.
5. «Постмодернистская чувствительность» - одно из ключевых понятий постмодернизма.
«Постмодернистская чувствительность» - специфическое видение мира, ощущения мира как хаоса, где отсутствуют какие-либо критерии ценностей и смысловой ориентации. Любая попытка сконструировать «модель» такого мира – бессмысленна.
Все это приводит теоретиков постмодернизма к убеждению, что наиболее адекватное постижение реальности доступно не естественным и точным наукам, не традиционной философии, опирающейся на формализованный понятийный аппарат, а интуитивному, «поэтическому мышлению» с его ассоциативностью, образностью, метафоричностью.
Именно с этим связано «олитературивание» мира, то есть превращение литературы в модель для всех текстов. Отсюда столь характерная для постмодернистских построений в науке утрата рациональности, строгости аргументации.
В социологии в рамках теории постмодернизма работают, например, Зигмунд Бауман, Жан Бодрийяр и др.
Жан Бодрийяр развил концепцию гиперреальности. Гиперреальность, по Бодрийяру, возникает тогда, когда культурные представления и знания утрачивают связь с социальной и человеческой реальностью, которую они должны описывать, и становятся автономными. Такие представления Бодрийяр называет симулякрами. Дословно «симулякр» означает подобие, видимость. Данный термин Бодрийяр позаимствовал у французского философа Жиля Делеза.
Симулякр – это не просто подделка или копия оригинала, это точка после которой реальность как нечто объективное отрицается вообще.
По мнению Бодрийяра, весь современный мир состоит из симулякров, которые не имеют основания ни в какой реальности, кроме собственной. Современный мир - это мир самосоотносимых знаков, абсолютно искусственный мир. Таким образом, отношения человека с миром трансформируются фундаментальным образом. Субъект не может сравнивать свои представления с объектом и оказывается в полной зависимости от гиперреальности. Человеческая жизнь становится призрачной, вызывает ощущение пустоты и бессмысленности, хаоса и отсутствия гармонии, нестабильности и всеобщей дезорганизованности мира (х/ф Матрица). Мир таким сделала массовая культура. Постмодернизм является средством вернуться к реальности.
Сделаем вывод. С одной стороны, постмодернизм пытается вернуться к традициям, ценностям домодерновской эпохи, но с другой - происходит деиерархизация культуры, стирание границ между центром и периферией, между создателем ценностей и их потребителем.
Распространение постмодернизма привело к его экспансии в различные сферы – в политику, повседневную жизнь, науку, экономику, культуру, искусство.