Контролирующий стиль семейного воспитания и тревожный тип личности

К волевым проявлениям

Нельзя назвать детей этого типа безвольными, так как в своих капризах они добиваются всегда успеха. Трудно их назвать неорганизованными или недисциплинирован­ными, так как свою любимую деятельность всегда орга­низуют безупречно. Ведут себя эти дети спокойно, нару­шают дисциплину, как правило, за компанию, так как оставшись один на один с собой, у них не возникает же­лания шалить, бегать, крушить или еще чего-либо, что делают чрезмерно активные дети. Инициатива их не но­сит социальный характер и чаще всего связана с эгоисти­ческими устремлениями. Такого типа дети могут быть и целеустремленными, если обретают любимую деятель­ность в виде будущей профессии. Это очень часто подтал­кивает их к более успешному обучению, т. е. заставляют работать, напрягая свою волю и в том виде деятельности, который для них. непривлекателен, но во имя любимых занятий могут идти на столь тяжелую жертву, чтобы еще успешнее обучаться.

Таким образом, главными отличительными чертами являются несамостоятельность, неспособность к приня­тию решений, действование лишь по чьему-либо указанию, равнодушие и холодность, безразличие и безучастие к трудностям и проблемам семьи, коллектива, беспомощ­ность, осторожность, сдержанность в действиях и словах, исполнительность при условии контроля, пассивность, бе­зответственность, неуверенность в своих силах, неоргани­зованность, недисциплинированность, безынициатив­ность.

Спокойствие и невозмутимость, безразличие к резу­льтатам своей деятельности определяются тем, что дети данного типа никогда не имеют собственных четких це­лей, к которым бы стремились, так как их побуждения связаны только с получением удовольствия. Такие дети к 6—7 классу бросают обучение в школе и ведут распущен­ный образ жизни.

Если школьники инфантильного социально-педаго­гического типа у учителей не вызывают беспокойства в плане воспитания (настораживает лишь их успевае­мость), то у родителей в подростковый период с такими детьми большие трудности.

В процессе контролирующего стиля семейного воспи­тания формируется тревожный социально-психологиче­ский тип личности.

Возникновению подобного типа личности способст­вуют 4 условия:

1. Ребенок воспитывается в детском доме или опеку­нами при жестком обращении с ним.

2. Родители контролируют деятельность своего ребен­ка со слов окружающих, наказывая его по первому же на­говору.

3. Ребенок до 5 лет без родителей оказывается в боль­нице и подвергается лечению, связанному со страхом и болью, а также жесткому обращению со стороны разно­возрастных членов палаты.

4. Родители имеют повышенную моральную ответст­венность за воспитание своего ребенка и обращаются с ним жестоко.

Все эти условия вызывают защитную реакцию у детей, но чаще всего родители культивируют воспитание на основе четвертого условия, что в общем-то немногим от­личается по характеру от остальных трех. При всех четырех условиях родители культивируют следующие отношения.

Родители предоставляют ребенку ограниченную свобо­ду действий, строго контролируя выход действий ребенка за рамки родительских представлений.

Постоянно действующий или временный контроль всегда требует твоего логического завершения. Поэтому родители вынуждены наказывать за неправильное пове­дение и поощрять за правильное. Однако чаще приходит­ся наказывать либо для упреждения возможных негатив­ных поступков ребенка, либо по поводу уже свершивших­ся. При этом родители начинают с простого коман­дно-приказного тона, в последующем переходят к крику, постановке в угол, наказанию ремнем, запретам на удов­летворение потребностей ребенка в игре и развлечениях. Мало того, родители считают, что за один и тот же про­ступок мера наказания должна постоянно возрастать. Не­которые родители бьют своих детей до тех пор, пока ребе­нок не перестанет плакать. Это приводит к глубоким психологическим срывам в состоянии детей.

Родители часто требуют на счет (раз, два, два с поло­виной, три) выполнить их распоряжение, после чего пе­дантично приводят в исполнение свой приговор.

Широко применяя меры наказания, родители добива­ются послушания ребенка. Однако сиюминутный успех в управлении ребенком не гарантирует в последующем нормальное его поведение.

У родителей имеется целый арсенал оправдательных мотивов своего жесткого обращения с ребенком: «нет терпения», «если не наказывать, совсем отобьется от рук», «нас били, и мы выросли хорошими людьми». Мож­но услышать даже такие оправдательные заявления:

«Дети должны воспитываться в страхе, примером для это­го является дрессировка животных. Собака, не испыты­вающая страха, плохо выполняет команды хозяина».

Родители, как правило, бывают скупы на ласку, по­хвалу, поддержку ребенка. Чаще всего родители видят бо­льше недостатков в своем ребенке, чем достоинств, тре­бующих вознаграждения.

Повышенная моральная ответственность заставляет родителей видеть в своем ребенке такой объект воспита­ния, который может пойти по негативному пути разви­тия.

В остальных случаях отношения родителей к ребенку или воспитателей или опекунов могут носить характер «ребенок — мишень», на которого сыплются все шишки. Жесткое обращение с ребенком как эпизодическое явление может возникнуть в результате потери одним из родителей работы, размолвки между супругами, смерти одного из них, рождения ребенка в результате нежелате­льной беременности, эмоциональной подавленности и желания все выместить на ребенке.

Очень часто причиной неоправданно жесткого эпизо­дического отношения к ребенку является отсутствие эле­ментарных знаний о развитии детской психики.

Родителям все время кажется, что их ребенок достав­ляет окружающим хлопоты. Поэтому они всячески изви­няются перед окружающими за совершаемые ребенком поступки. Могут иногда наказывать ребенка демонстра­тивно. В то же время придирчивы к окружающим, посто­янно критикуют всех за неправильное поведение по от­ношению к ним или их ребенку. Родители бывают даже агрессивными к окружающим, если, как им кажется, они нарушают общепринятые нормы. Как правило, такие ро­дители — очень обеспокоенные люди, настороженно от­носящиеся к окружающим, так как очень встревожены возможным вероломством последних.

Родители чрезмерно обеспокоены тем, чтобы их ребе­нок стал высоконравственной личностью, и поэтому пред­почитают контролировать его безнравственные поступки и действия, пока они не превратились в привычки. Однако принципиальная упражняемость ребенка в нравственных поступках приводит к противоположному эффекту. Роди­тели постоянно требуют от ребенка с ранних лет, чтобы он говорил волшебные слова «спасибо», «пожалуйста»,, «здравствуйте», «до свидания». Все это вбивается ребенку путем насилия, мелкого шантажа или даже спекулятивных форм отношений. Стремление родителей уличить своего ребенка в неблаговидных поступках формирует у детей устойчивый стереотип неуверенности в себе, желание все делать украдкой. Дети не могут разобраться в том, как себя вести, т. к. родители постоянно недовольны их поведением. Поэтому поступки ребенка становятся неадекватными, принимают формы защитных реакций.

Ребенку разрешено с определенными ограничения­ми действовать самостоятельно, что благоприятно воз­действует на его мыслительную деятельность. Однако постоянные окрики, запреты не позволяют ребенку длительно сосредоточиться на чем-либо, что делает его сознание очень беспокойным, а мысли — скачущими с одного объекта на другой. Суетливость в действиях от­ражается на мыслительных операциях ребенка. Он бы­стро схватывает новую информацию, хорошо ее запо­минает, но плохо воспроизводит и совсем затрудняется мыслить творчески, так как постоянно боится ошиби­ться. Большая внутренняя тревожность ребенка не по­зволяет ему размышлять над наблюдаемыми им явле­ниями окружающего мира.

В результате контролирующего стиля семейного воспи­тания формируется тревожный социально-психологический тип личности, который имеет следующие виды отношений:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: