Предупредительный стиль семейного воспитания и инфантильный тип личности

К волевым проявлениям

По мере своего взросления волевые проявления сензитивного типа усиливаются. Этот тип личности раскры­вается постепенно и лишь на первых этапах жизни ничем не примечателен, не демонстрирует четко обозначенных волевых установок в достижении целей. Многим кажется, что это легко ранимая, податливая, запросто управляемая личность. Однако на самом деле такие дети и взрослые лишь до поры, до времени позволяют окружающим без­наказанно пользоваться их расположением, злоупотреблятьих вниманием. Это очень целеустремленные, всегда с инициативой (которая подчас для них становится нака­зуемой) люди, которые спешат со своими инновациями, опережая время и готовность других понять их. С годами этот тип личности проявляет себя как дельная волевая натура, но очень добрая, легко ранимая и не защищенная от нападок других.

Сензитивному характерологическому свойству соот­ветствует качество чувствительности, которое сочетается с такими качествами, как общительность, добросовест­ность, высокий самоконтроль.

Психологические показатели, характеризующие сен­зитивный социально-психологический тип детей, позво­ляют объяснить нравственный портрет младших школь­ников, обращая внимание прежде всего на то, что они чутки к несправедливости и, в первую очередь, по отношению к своим товарищам. Общение составляет главную особенность, Так "как позволяет преодолеть робость, за­стенчивость и трудности быстрого схождения с детьми. В отличие от других детей, эти учащиеся любят играть с детьми как моложе себя, так и старше, что практически не характерно для учащихся с доминирующими и тревож­ными характерологическими свойствами.

В процессе предупредительного стиля семейного вос­питания формируется инфантильный социально-психо­логический тип личности.

В этом стиле семейного воспитания родители культиви­руют следующие отношения. Такой стиль семейного вос­питания возникает в результате двух условий. Первое усло­вие связано с тем, что ребенок рождается слабым, болез­ненным или инертным по типу нервной системы. Второе условие связано с особенностями характера родителей, сформированного на беспокойно-мнительных мироощу­щениях. Им все время кажется, что ребенок слаб, болезнен или может стать таковым. И в первом, и во втором случаях родители в равной степени склонны к предупредительному стилю семейного воспитания. В этом стиле семейного вос­питания родители культивируют следующие отношения.

Родители считают, что ребенок не должен действовать самостоятельно. С ним необходимо постоянно занима­ться, не оставлять его ни на минуту без внимания.

Родители никогда в дошкольном возрасте не наказы­вают своего ребенка ни за какие проступки и выходки. Напротив, родители испытывают чувство вины перед ре­бенком, если он капризничает, если не могут удовлетво­рить его прихоть. Родители сильно переживают, если кто-либо жестко обходится с их ребенком.

Родители много хвалят своего ребенка, поддерживают любые совершаемые самостоятельные активные дейст­вия.

Полная покорность родителей ребенку: беспреко­словное выполнение всех его желаний, страх перед кап­ризами, высокая готовность гасить их любыми возмож­ными и невозможными способами

Для родителей окружающие люди служат средством достижения своих целей, что делает их зависимыми от ситуаций и обстоятельств. Родители с большим опасени­ем относятся к окружающим их людям, так как постоян­но обеспокоены тем, что те могут принести им массу неп­риятностей.

Как правило, родители больше озабочены не тем,как поведет себя ребенок в той или иной ситуации, а прежде всего как удовлетворить всеего потребности и желания. Поэтому господствуют полная вседозволенность и потакание.

Так как ребенок с раннего детства лишен самостоя­тельной деятельности, то это приводит к некоторой за­держке в развитии мыслительных операций, связанных с абстрактным представлением об окружающих явле­ниях, в период обучения в начальной школе. В этот пе­риод у инфантильного типа детей наблюдается потреб­ность в действиях руками, т. е. в манипулировании предметами и инструментами, то, что остальные дети освоили в дошкольный период. Поэтому у этих детей в основном развит способ мыслительных операций от предметного действия к абстрагированию, в то время как у их сверстников — от абстрактных операций к предметному действию.

Однако это единственный тип детей, у которых суще­ствует готовность к одновременной деятельности руками и головой, т. е. с помощью практического действия по­знавать теоретические абстракции. Для такого типа детей больше соответствует обучение по системе Л. В.Занкова или Э. С. Френэ и совсем не соответствует система обуче­ния в начальной школе Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдо­ва.

В результате попустительского стиля семейного воспи­тания формируется инфантильный социально-психологиче­ский тип личности, который, в свою очередь, имеет следу­ющий вид отношений:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: