Трикотажный орнамент и его классификация
Впроектировании костюма трикотажный орнамент занимает одно из ведущих мест. Его специфика проявляется в органической связи структуры полотна и рисунка. Все разнообразие орнаментов трикотажных полотен можно классифицировать по многим художественным, технологическим эргономическим и другим признакам.
При систематизации трикотажных орнаментов в качестве основной можно взять способы художественного оформления костюма:
• способ формирования трикотажного орнаментального полотна;
• способ вышивки и аппликации;
• способ печати.
По способу формирования различают три группы полотен:
• полотна, полученные при простом способе вязания без применения
дополнительных узорообразующих устройств;
• полотна, полученные при групповом отборе игл (с применением игл
двух позиций);
• полотна, полученные при индивидуальном отборе игл, т. е. при использовании узорообразующих механизмов.
По композиционной структуре и закономерностям их построения орнаменты могут быть разделены на 3 группы:
|
|
• монораппортные;
• линейно-раппортные;
• сетчато-раппортные.
Монорапортные орнаменты представляют собой замкнутые фигуры, основанные на симметрии вращения (рис. 46, а).
В линейно-раппортных орнаментах мотив повторяется вдоль одной прямой. Эти орнаменты являются одномерными и бесконечными фигурами. Такие виды орнаментов часто называют каймой (рис. 46, б).
Сетчато-раппортные орнаменты имеют две оси переносов - горизонтальную и вертикальную, т. е. относятся к двухмерным бесконечным фигурам (рис. 46, г).
Композиция[**] орнамента трикотажного полотна - система художественно-выразительных элементов (мотивов) и их согласование между собой и формой изделия.
Теория орнаментальной композиции относится к области художественного творчества, где большую роль играет интуиция и талант. Однако знание основ теории композиции, способов и приемов формирования орнамента необходимо для любого дизайнера, работающего в области проектирования трикотажного полотна.
Ле Корбюзье определял композицию как результат интуитивного творчества и сознательного выбора, так как для творческого процесса очень важно единство интуитивного чувства и логики.
В процессе работы над композицией импульсивная творческая идея дизайнера приобретает целостность и завершенность с помощью интеллектуального логического мышления и применения основных правил (законов) построения орнаментального рисунка. Следовательно, полноценный творческий процесс не возможен без двух основополагающих факторов: знания теоретического и практического опыта предыдущих поколений для определения законов формообразования и логического развития художественной формы (основы для творчества) и индивидуального образного мышления художника, его мысли реализуемой в конкретном художественном произведении (своеобразныйтворческий почерк).
|
|
Художественное орнаментальное творчество от начала и до конца протекает в русле специфического орнаментального языка.
Мотив - это часть трикотажного рисунка, его главный элемент. Мотив может представлять собой один элемент или же состоять из нескольких элементов, пластически оформленных в единое образование.
Рис.47. Виды раппортных фигур |
Раппортом называется минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотив и расстояние до соседнего мотива. Закономерное повторение раппорта по горизонтальным и вертикальным рядам образует рапортиую сетку - конструктивную основу рисунка. Размеры раппорта - высота и ширина - зависят от функционального назначения полотна и способа производства.
А. А. Нешатаев предлагает восемь различных раппортных фигур (сеток): четыре параллелограмма (квадрат, прямоугольник, ромб, косой параллелограмм, рис. 47, а - г) и четыре шестиугольника (правильный, два вытянутых и косой, рис. 47, д - з).
Приемом организации мотива в композиционную структуру орнамента является симметрия. Она присутствует в любой орнаментальной композиции.
Симметрия - свойство геометрической фигуры накладываться на себя так, что все ее точки занимают первоначальное положение. Симметрия -одна из распространенных форм проявления ритма в композиции.
Ритм - закономерное чередование и повторение соизмеримых элементов. Ритмическая повторяемость мотивов и его элементов, их наклонов, поворотов, орнаментальных пятен, просветов между ними и разных других элементов композиции является важнейшей характеристикой трикотажного орнамента.
Под пластикой в орнаментальном искусстве подразумевают плавные, непрерывные переходы одних элементов в другие. Применительно к орнаментальной композиции жаккардового полотна приоритетными являются скачкообразные изменения в направлениях формы и прямолинейность формы в целом.
Колорит - общий (суммарный), преобладающий цвет орнаментальной композиции.
Трикотажные орнаменты, прежде всего, подразделяются на композиции с замкнутой структурой (штучные изделия) и раппортные композиции с открытой структурой (полотна).
И, наконец, орнаментальные композиции делятся на статичные и динамичные. Статичные композиции (и орнаментальные мотивы) основываются на принципе симметрии, одинаковости и несут идею покоя, строгости, организованности. Динамичные орнаментальные композиции строятся по принципу асимметрии, неодинаковости, противопоставлении и «утверждают» движение от едва заметных его проявлений до предельно активных, экспрессивно-напряженных.
4.5.1. Законы орнаментальной композиции
Законы композиции отражают объективные закономерности структуры орнамента, и являются отражением эстетических аспектов развития художественной формы. Среди них наиболее приемлемы для применения в орнаментальной композиции следующие:
Ø закон пропорциональности;
Ø закон соподчинения;
Ø закон трехкомпонентности;
Ø закон орнаментального контрапункта;
Ø закон простоты.
Как в самом костюме, так и в орнаментальной композиции пропорциям и пропорциональным отношениям принадлежит ведущая роль. Без убедительных пропорций в целом и в деталях не может быть гармоничного художественного произведения.
Закон пропорциональности в орнаментальной композиции заключается в установлении соразмерности частей в отношении целого и одна к другой.
|
|
Пропорциональные отношения площадей рисунка и фона, размеров орнаментальных мотивов и их составных частей, линейных характеристик и т. п. определяют выразительность композиции.
Соразмерности площадей, движений, тональных отношений и т. п. могут быть решены при помощи равновесия (деления на равные части) и противопоставления (делением на неравные части).
Пропорциональное соотношение элементов в орнаменте и изделии должно быть связано с измерениями человека и особенностями зрительного восприятия формы. Масштаб элементов орнамента в изделии формируется в процессе сравнивания их с размерами тела человека. Закономерности антропологии в данном случае служат основой для установления масштабных характеристик изделия и орнамента.
Противопоставление тех или иных характеристик орнаментальных композиции неизбежно связано с гармонизацией всех противоположностей. Это следует из закона соподчинения, когда разное звучание художе ственных средств орнаментальной композиции обеспечивается выделением из их числа главных и второстепенных элементов.
Закон соподчинения в орнаментальной композиции с замкнутой структурой (костюм) часто трансформируется в закон доминанты (господствующей идеи): организация образа доминанты реализуется путем явного выделения одной части орнаментальной композиции над другой по каким-либо признакам (размеру, фактуре, цвету и т. д.).
В орнаментальной композиции, так же как и формообразовании костюма действует закон трехкомпонентности. Здесь смысл его заключается в том, что для выражения сложного и разнообразного движения орнаментальных мотивов достаточно и необходимо показать в композиции три фазы этого движения (три разных размера, три разных поворота, три разных интервала) и периодически их повторять.
Следует отметить также последние два закона: закон контрапункта и закон простоты.
Закон орнаментального контрапункта [††] - это построение орнаментальных композиций из ряда замкнутых мотивов путем соединения их в целостный орнаментальный образ с помощью пластики.
|
|
Знание метода орнаментального контрапункта значительно облегчает понимание закономерностей построения орнаментальных композиций. При разработке сложных орнаментальных композиций необходимо видеть или представлять форму и логику пластических движений в целом, чтобы в зависимости от имеющихся представлений решать ее орнаментальные пасти.
Известное изречение «все гениальное - просто» максимально подходит к характеристике трикотажного орнамента. О чем и гласит последний закон орнаментальной композиции. По закону простоты выразительность орнаментального образа должна достигаться минимальными выразительными средствами. Особенно целесообразен этот закон для применения орнаментальных композиций в плоскости костюма, т. к.
Здесь орнамент служит лишь средством усиления образной выразительности костюма и подчиняется общему замыслу.
В процессе создания орнаментальных композиций следует творчески использовать вышеизложенные закономерности, сочетая их с определенной долей авантюризма. И как справедливо заметил проф. В, Н. Козлов: «для создания целостного впечатления композиции необходимость неизбежно дополняется случайностью, ибо это категории взаимообусловленные».
4.5.2. Композиционное решение орнамента
Для того чтобы составить самый простой орнамент, например, узор из равнобедренных треугольников, необходимо соблюдать следующие правила:
ü треугольники должны иметь одинаковые размеры и углы;
Рис. 48. Виды момораппортного орнамента
ü расстояние между треугольниками должно быть равным;
ü вершины их должны быть ориентированы в одном направлении;
ü бордюр из треугольников должен располагался по прямой или правильной кривой.
Несоблюдение этих условий разрушает орнамент, его ритмическую основу, мешает правильности его построения.
Творчество в области орнаментального искусства не ограничивается созданием отдельных узоров (мотивов). Большую роль играют процессы комбинаторного характера: отдельные мотивы соединяются попарно, учетверяются, образуя все новые и новые комбинации, различным образом располагаются относительно друг друга.
Из всего многообразия монораппортных орнаментов, можно выделить три типа композиционных решений, которые приемлемы для выполнения на вязальном оборудовании: асимметрия (рис. 48, а), симметрия без переноса (рис. 48, б, в), и симметрия с переносом и определенным количеством раппортов (рис. 48, г, д).
Рис. 49. Виды линейно раппортных орнаментов |
Линейно-раппортные орнаменты в декоративном оформлении костюма могут иметь различные назначения: кайма, бордюр, ленточный или линейный орнамент.
Обязательным элементом симметрии любого линейного орнамента является ось переносов. Существуетсемь видов симметрии линейных орнаментов (рис. 49, а - д). Линейныеорнаменты, в зависимости от вида симметрии, производят разное впечатление на зрителя. Асимметричные мотивы придают им то или иное «движение», делают их «неустойчивыми», симметричные – кажутся спокойными, неподвижными, устойчивыми. Как отмечает проф. А. А. Нешатаев, в трикотажных полотнах часто встречаются антисимметричные решения орнаментальных композиций. В этом случае фигура, окрашенная в один цвет, может быть равна
фигуре, окрашенной в другой цвет (рис. 49, е). Для изображения равных и анти равных фигур используют контрастные цветовые сочетания.
В сетчато-раппортных орнаментах элементы располагаются вдоль многих осей переноса, создают движение во всех направлениях, равномерно покрывая и выделяя поверхность как единое целое. Всякая сетка может быть разложена на линейный орнамент и из него собрана, поэтому все виды симметрии, линейно-раппортных орнаментов могут также применятся в композиции сетчатых орнаментов. В зависимости от расположенных элементов симметрии в каждом виде орнамента возникают определенные зрительные впечатления.
Так, если в прямоугольном раппорте расположить асимметричную фигуру наклонно, можно достичь впечатления диагонального движения. Наличие нескольких горизонтальных и вертикальных плоскостей симметрии создает ощущение покоя и уравновешенности и т. д.
Существуют различные способы заполнения раппортной сетки: заполнение одинаковыми мотивами и расстояния между ними (рис. 50, а - г); заполнение различными мотивами и различные расстояния (рис. 50, д); заполнение сложными ритмическими мотивами (рис. 50, е). Описанные виды симметрии в монорапортных, линейных и сетчатых орнаментах не остаются в искусстве орнамента неизменными. Существует переход из одного вида орнамента в другой. Например, от сетчатого орнамента отделяют часть, получают значение линейного орнамента, ряд линейных орнаментов присоединяют друг к другу и получают сетчатый; часть сетчатого, его ячейка, может быть воспринята как отдельный, самостоятельный узор (монораппортный орнамент); линейно-раппортный орнамент, замкнувшись, может образовать монораппорт и т. д.