double arrow

Основные понятия композиции орнамента трикотажного полотна

Трикотажный орнамент и его классификация

Впроектировании костюма трикотажный орнамент занимает одно из ведущих мест. Его специфика проявляется в органической связи структу­ры полотна и рисунка. Все разнообразие орнаментов трикотажных полотен можно классифицировать по многим художественным, технологическим эргономическим и другим признакам.

При систематизации трикотажных орнаментов в качестве основной можно взять способы художественного оформления костюма:

• способ формирования трикотажного орнаментального полотна;

• способ вышивки и аппликации;

• способ печати.

По способу формирования различают три группы полотен:

• полотна, полученные при простом способе вязания без применения
дополнительных узорообразующих устройств;

• полотна, полученные при групповом отборе игл (с применением игл
двух позиций);

• полотна, полученные при индивидуальном отборе игл, т. е. при использовании узорообразующих механизмов.

По композиционной структуре и закономерностям их построения орнаменты могут быть разделены на 3 группы:

• монораппортные;

• линейно-раппортные;

• сетчато-раппортные.

Монорапортные орнаменты представляют собой замкнутые фигуры, основанные на симметрии вращения (рис. 46, а).

В линейно-раппортных орнаментах мотив повторяется вдоль одной прямой. Эти орнаменты являются одномерными и бесконечными фигура­ми. Такие виды орнаментов часто называют каймой (рис. 46, б).

Сетчато-раппортные орнаменты имеют две оси переносов - гори­зонтальную и вертикальную, т. е. относятся к двухмерным бесконечным фигурам (рис. 46, г).

Композиция[**] орнамента трикотажного полотна - система художест­венно-выразительных элементов (мотивов) и их согласование между собой и формой изделия.

Теория орнаментальной композиции относится к области художест­венного творчества, где большую роль играет интуиция и талант. Однако знание основ теории композиции, способов и приемов формирования ор­намента необходимо для любого дизайнера, работающего в области проек­тирования трикотажного полотна.

Ле Корбюзье определял композицию как результат интуитивного творчества и сознательного выбора, так как для творческого процесса очень важно единство интуитивного чувства и логики.

В процессе работы над композицией импульсивная творческая идея дизайнера приобретает целостность и завершенность с помощью интел­лектуального логического мышления и применения основных правил (за­конов) построения орнаментального рисунка. Следовательно, полноцен­ный творческий процесс не возможен без двух основополагающих факто­ров: знания теоретического и практического опыта предыдущих поколений для определения законов формообразования и логического развития ху­дожественной формы (основы для творчества) и индивидуального образ­ного мышления художника, его мысли реализуемой в конкретном художественном произведении (своеобразныйтворческий почерк).

Художественное орнаментальное творчество от начала и до конца протекает в русле специфического орнаментального языка.

Мотив - это часть трикотажного рисунка, его главный элемент. Мотив может представлять собой один эле­мент или же состоять из нескольких элементов, пластически оформленных в единое образование.

Рис.47. Виды раппортных фигур

Раппортом называется минимальная площадь повторяющегося рисунка, включающая мотив и расстояние до соседнего мотива. Закономерное повторение раппорта по горизонтальным и вертикальным рядам образует рапортиую сетку - конструктивную основу рисунка. Размеры раппорта - высота и ширина - зависят от функционального назначения полотна и способа производства.

А. А. Нешатаев предлагает восемь различных раппортных фигур (се­ток): четыре параллелограмма (квадрат, прямоугольник, ромб, косой па­раллелограмм, рис. 47, а - г) и четыре шестиугольника (правильный, два вытянутых и косой, рис. 47, д - з).

Приемом организации мотива в композиционную структуру орнамен­та является симметрия. Она присутствует в любой орнаментальной компо­зиции.

Симметрия - свойство геометрической фигуры накладываться на себя так, что все ее точки занимают первоначальное положение. Симметрия -одна из распространенных форм проявления ритма в композиции.

Ритм - закономерное чередование и повторение соизмеримых эле­ментов. Ритмическая повторяемость мотивов и его элементов, их накло­нов, поворотов, орнаментальных пятен, просветов между ними и разных других элементов композиции является важнейшей характеристикой три­котажного орнамента.

Под пластикой в орнаментальном искусстве подразумевают плавные, непрерывные переходы одних элементов в другие. Применительно к орна­ментальной композиции жаккардового полотна приоритетными являются скачкообразные изменения в направлениях формы и прямолинейность формы в целом.

Колорит - общий (суммарный), преобладающий цвет орнаменталь­ной композиции.

Трикотажные орнаменты, прежде всего, подразделяются на компози­ции с замкнутой структурой (штучные изделия) и раппортные компози­ции с открытой структурой (полотна).

И, наконец, орнаментальные композиции делятся на статичные и ди­намичные. Статичные композиции (и орнаментальные мотивы) основыва­ются на принципе симметрии, одинаковости и несут идею покоя, строго­сти, организованности. Динамичные орнаментальные композиции строят­ся по принципу асимметрии, неодинаковости, противопоставлении и «ут­верждают» движение от едва заметных его проявлений до предельно ак­тивных, экспрессивно-напряженных.

4.5.1. Законы орнаментальной композиции

Законы композиции отражают объективные закономерности структу­ры орнамента, и являются отражением эстетических аспектов развития художественной формы. Среди них наиболее приемлемы для применения в орнаментальной композиции следующие:

Ø закон пропорциональности;

Ø закон соподчинения;

Ø закон трехкомпонентности;

Ø закон орнаментального контрапункта;

Ø закон простоты.

Как в самом костюме, так и в орнаментальной композиции пропорци­ям и пропорциональным отношениям принадлежит ведущая роль. Без убе­дительных пропорций в целом и в деталях не может быть гармоничного художественного произведения.

Закон пропорциональности в орнаментальной композиции заключа­ется в установлении соразмерности частей в отношении целого и одна к другой.

Пропорциональные отношения площадей рисунка и фона, размеров орнаментальных мотивов и их составных частей, линейных характеристик и т. п. определяют выразительность композиции.

Соразмерности площадей, движений, тональных отношений и т. п. могут быть решены при помощи равновесия (деления на равные части) и противопоставления (делением на неравные части).

Пропорциональное соотношение элементов в орнаменте и изделии должно быть связано с измерениями человека и особенностями зритель­ного восприятия формы. Масштаб элементов орнамента в изделии форми­руется в процессе сравнивания их с размерами тела человека. Закономер­ности антропологии в данном случае служат основой для установления масштабных характеристик изделия и орнамента.

Противопоставление тех или иных характеристик орнаментальных композиции неизбежно связано с гармонизацией всех противоположно­стей. Это следует из закона соподчинения, когда разное звучание художе ственных средств орнаментальной композиции обеспечивается выделени­ем из их числа главных и второстепенных элементов.

Закон соподчинения в орнаментальной композиции с замкнутой структурой (костюм) часто трансформируется в закон доминанты (господ­ствующей идеи): организация образа доминанты реализуется путем явного выделения одной части орнаментальной композиции над другой по каким-либо признакам (размеру, фактуре, цвету и т. д.).

В орнаментальной композиции, так же как и формообразовании кос­тюма действует закон трехкомпонентности. Здесь смысл его заключается в том, что для выражения сложного и разнообразного движения орнамен­тальных мотивов достаточно и необходимо показать в композиции три фа­зы этого движения (три разных размера, три разных поворота, три разных интервала) и периодически их повторять.

Следует отметить также последние два закона: закон контрапункта и закон простоты.

Закон орнаментального контрапункта [††] - это построение орнамен­тальных композиций из ряда замкнутых мотивов путем соединения их в целостный орнаментальный образ с помощью пластики.

Знание метода орнаментального контрапункта значительно облегчает понимание закономерностей построения орнаментальных композиций. При разработке сложных орнаментальных композиций необходимо видеть или представлять форму и логику пластических движений в целом, чтобы в зависимости от имеющихся представлений решать ее орнаментальные пасти.

Известное изречение «все гениальное - просто» максимально подходит к характеристике трикотажного орнамента. О чем и гласит последний закон орнаментальной композиции. По закону простоты выразительность орнаментального образа должна достигаться минимальными выразительными средствами. Особенно целесообразен этот закон для применения орнаментальных композиций в плоскости костюма, т. к.

Здесь орнамент служит лишь средством усиления образной выразительности костюма и подчиняется общему замыслу.

В процессе создания орнаментальных композиций следует творчески использовать вышеизложенные закономерности, сочетая их с определен­ной долей авантюризма. И как справедливо заметил проф. В, Н. Козлов: «для создания целостного впечатления композиции необходимость неиз­бежно дополняется случайностью, ибо это категории взаимообусловленные».

4.5.2. Композиционное решение орнамента

Для того чтобы составить самый простой орнамент, например, узор из равнобедренных треугольников, необходимо соблюдать следующие правила:

ü треугольники должны иметь одинаковые размеры и углы;

Рис. 48. Виды момораппортного орнамента

ü расстояние между треугольниками должно быть равным;

ü вершины их должны быть ориентированы в одном направлении;

ü бордюр из треугольников должен располагался по прямой или правильной кривой.

Несоблюдение этих условий разрушает орнамент, его ритмическую основу, мешает правильности его построения.

Творчество в области орнаментального искусства не ограничивается созданием отдельных узоров (мотивов). Большую роль играют процессы комбинаторного характера: отдельные мотивы соединяются попарно, учетверяются, образуя все новые и новые комбинации, различным обра­зом располагаются относительно друг друга.

Из всего многообразия монораппортных орнаментов, можно выде­лить три типа композиционных решений, которые приемлемы для выпол­нения на вязальном оборудовании: асимметрия (рис. 48, а), симметрия без переноса (рис. 48, б, в), и симметрия с переносом и определенным коли­чеством раппортов (рис. 48, г, д).

Рис. 49. Виды линейно раппортных орнаментов

Линейно-раппортные орнаменты в декоративном оформлении кос­тюма могут иметь различные назначения: кайма, бордюр, ленточный или линейный орнамент.

Обязательным элементом симметрии любого линейного орнамента является ось переносов. Существуетсемь видов симметрии линейных орнаментов (рис. 49, а - д). Линейныеорнаменты, в зависимости от вида симметрии, производят разное впечатление на зрителя. Асимметричные мотивы придают им то или иное «движение», делают их «неустойчивыми», симметричные – кажутся спокойными, неподвижными, устойчивыми. Как отмечает проф. А. А. Нешатаев, в трикотажных полотнах часто встречаются антисимметричные решения орнаментальных композиций. В этом случае фигура, окрашенная в один цвет, может быть равна

фигуре, окрашенной в другой цвет (рис. 49, е). Для изображения равных и анти равных фигур используют контрастные цветовые сочетания.

В сетчато-раппортных орнаментах элементы располагаются вдоль многих осей переноса, создают движение во всех направлениях, равномерно покрывая и выделяя поверх­ность как единое целое. Всякая сетка может быть разложена на линейный орнамент и из него собрана, поэтому все виды симметрии, линейно-раппортных орнаментов могут также применятся в композиции сетчатых орнаментов. В зависимости от расположенных элементов симметрии в ка­ждом виде орнамента возникают определенные зрительные впечатления.

Так, если в прямоугольном раппорте расположить асимметричную фигуру наклонно, можно достичь впечатления диагонального движения. Наличие нескольких горизонтальных и вертикальных плоскостей симмет­рии создает ощущение покоя и уравновешенности и т. д.

Существуют различные способы заполнения раппортной сетки: за­полнение одинаковыми мотивами и расстояния между ними (рис. 50, а - г); заполнение различными мотивами и различные расстояния (рис. 50, д); за­полнение сложными ритмическими мотивами (рис. 50, е). Описанные виды симметрии в монорапортных, линейных и сетчатых ор­наментах не остаются в искусстве орнамента неизменными. Существует переход из одного вида орнамента в другой. Например, от сетчатого орнамента отделяют часть, получают значение линейного орнамента, ряд линейных орнаментов присоединяют друг к другу и получают сетчатый; часть сетчатого, его ячейка, может быть воспринята как отдельный, само­стоятельный узор (монораппортный орнамент); линейно-раппортный ор­намент, замкнувшись, может образовать монораппорт и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: