Проектирование костюма с использованием орнаментальных
Этапы проектирования костюма с использованием орнаментальных полотен соответствуют основным этапам проектирования трикотажных изделий, подробно рассмотренных выше. В данном разделе следует остановиться на тех аспектах, которые касаются непосредственно проблемы взаимосвязи проектирования костюма и проектирования орнаментального рисунка.
Процесс проектирования костюма и орнаментального полотна начинается с предварительного эскизирования. При изображении рисунка в предварительном эскизе главное внимание следует уделять не детализации и излишней конкретизации рисунка, а его размерам (по отношению к размерам фигуры), принципиальным особенностям его форм, которые могут быть изображены в общих чертах и не обязательно на всей поверхности изделия (рис. 59).
Очень важно подчеркнуть оригинальность, своеобразие, необычность композиции проектируемого рисунка. В этом вопросе необходимо проявлять максимум изобретательности, фантазии, выдумки, ни на минуту не забывая, конечно, о форме одежды и ее назначении.
В эскизе, прежде всего, должны быть определены общий характер силуэта одежды, ее пропорциональные соотношения и конструктивные членения, общий характер проектируемого рисунка:
ü размеры рисунка по отношению к размерам фигуры;
ü размер раппорта рисунка в изделии;
ü степень заполнения фона мотивами, соотношение между площадью рисунка и фона;
ü общий характер ритмического строя рисунка.
Затем необходимо принять во внимание рисунчатые возможности используемого оборудования. Этот процесс включает в себя следующие основные операции:
ü определение возможных размеров раппорта для данной машины, узорообразующего переплетения и конкретного рисунчатого переплетения;
ü выбор приемлемых размеров раппорта в соответствии с композицией рисунка для конкретного изделия;
ü составление патрона или перфокарты рисунка по его эскизу для раппорта выбранных размеров;
ü определение последовательности работы
отбирающих элементов механизмов в рядах раппорта;
Рис. 60. Монокомпо зиция в костюме |
ü составление заправочных карт для каждого узорообразующего механизма машины.
Только после определения масштаба и общего ритма рисунка относительно силуэта костюма и определения возможностей реализации творческой идеи возможна детальная проработка непосредственно орнаментального рисунка и его ритмической организации.
Основным критерием успешного и грамотного построения орнаментальной композиции является целостность и легкость восприятия замысла. Глаз должен в первую очередь видеть гармоничное слияние формы костюма и узора, затем узор в общем, как органичное сплетение мотивов и интервалов. Для достижения этой гармонии необходимо научиться мыслить орнаментальными образами через формы костюма и правильно выбирать соразмерность мотива и общих пропорций костюма.