Италии и ряде других стран

Франция. Так же, как в США и Германии, в законодательстве Франции нашли отражение руководящие принципы и стандарты защиты участников уголовного судопроизводства. Во многом этому способствовало существенное увеличение количества случаев оказа­ния противоправного воздействия на судей, судебных следователей, потерпевших, свидетелей и других лиц, оказывающих содействие уго­ловному правосудию. По мнению ряда французских процессуалистов, изучивших судебную практику, многие из свидетелей стали отказываться от правдивых показаний из опасения повлечь на себя и своих близких месть преступника.

Уголовный кодекс Франции выделяет две основные категории субъектов уголовно-процессуальных отношений, на которых может быть оказано незаконное давление:

-должностные лица системы правосудия (магистрат, присяжный или любое другое лицо, заседающее в судебных подразделениях, ар­битр, переводчик, эксперт, адвокат одной из сторон и др.);

-свидетель, пострадавший или потерпевший. При этом отмечается, что уголовной ответственности подлежит любая угроза или любой акт запугивания в отношении кого бы то ни было, совершенные с целью заставить жертву преступления или проступка не подавать жалобу или отречься от своих показаний (ст.434-5 УК).

Осуществление противоправного воздействия на данных участни­ков процесса в уголовном законодательстве признано юридически значимым обстоятельством. В случаях, указанных в законе, оно вы­ступает либо обязательным элементом состава преступления, либо отягчающим ответственность обстоятельством. Например, в соот­ветствии со ст. 434-8 УК является уголовно наказуемой любая угроза или любой акт запугивания, совершенный в отношении должностных лиц системы правосудия с целью оказать влияние на их поведение при выполнении ими своих обязанностей.

Законодательством Франции также предусмотрена уголовная от­ветственность за противоправное воздействие на субъектов уголовно-процессуальных отношений, осуществляемое в форме обещаний, предложении, подарков, давления, угроз, насильственных действий, ухищрений и уловок в ходе процесса с тем, чтобы заставить любого участника судопроизводства воздержаться от дачи показаний, заяв­лений, представления свидетельств либо дать ложное показание, сде­лать ложное заявление или представить ложное свидетельство (ст.434-15, 434-19, 434-21 УК). За совершение данных преступлений законом возможно наказание в виде 3 лет тюремного заключения и штрафа в 300 000 франков. При этом уголовная ответственность наступает даже в том случае, если эти меры воздействия не дали ре­зультата.

Во Франции также преследуется законом давление на участников уголовного процесса с целью повлиять на заявления свидетелей, ре­шения следственного органа или судебной инстанции, оказываемое с использованием прессы или аудиовизуальных средств распростране­ния информации. За подобные деяния предусмотрена уголовная от­ветственность в виде 6 месяцев тюремного заключения и штрафа в 50 000 франков.

В ряде составов преступлений против личности и собственности, предусмотренных УК, в качестве отягчающего ответственность об­стоятельства признается направленность действий в отношении должностных лиц системы правосудия в связи с исполнением ими обязанностей или возложенного на них задания, а также на свидете­ля, пострадавшего или потерпевшего с целью помешать выдать фак­ты, подать жалобу или дать показания в суде.

В частности, данное положение предусмотрено при совершении:

· умышленного убийства (п.4 и п.5 ст.221-4 УК);

· пыток или актов жестокости (п.4 и п.5 ст.222-3 УК);

· насильственных действий, повлекших смерть без намерения убить (п.4 и п.5 ст. 222-8 УК);

· насильственных действий, повлекших хроническое заболевание или увечье (п.4 и п.5 ст.222-9 УК);

· насильственных действий, повлекших полную потерю трудоспо­собности в течение более чем 8 дней (п.4 и п.5 ст.222. ч.2 УК);

· насильственных действий, не повлекших полной потери трудоспо­собности в течение более чем 8 дней (п.4 и п.5 ст.222-13 УК);

· повреждений, поломки и порчи чужого имущества (п.З и п.4 ст.322-3 УК).

Наказание, при совершении вышеуказанных преступлений в от­ношении участников процесса, удваивается в 1,5-2,5 раза. Например, за повреждение, поломку и порчу чужого имущества предусмотрено наказание в виде 2 лет тюремного заключения и штрафом в 200 000 франков (ст.322-1 УК). За те же самые действия в отношении субъек­тов уголовно-процессуальных отношений, указанных в п.З и п.4 ст.322-3 УК, закреплена санкция в виде 5 лет тюремного заключения и штрафом в 500 000 франков.

Уголовно-процессуальное законодательство Франции также га­рантирует защиту участников судопроизводства, осуществляемую, как правило, с помощью мер общего характера, среди которых можно выделить следующие:

· применение к обвиняемому меры пресечения в виде предваритель­ного заключения;

· осуществление судебного контроля над обвиняемым, предусматри­вающего 16 особых условий, среди которых: воздерживание от прие­ма и встреч с кругом лиц, обозначенных следователем;

· недопущение контакта с данными лицами каким бы то ни было способом;

· информирование жертвы преступления о своих правах и роли в уголовном процессе.

Следует отметить, что во Франции строго соблюдается принцип обеспечения права на защиту. Уголовно-процессуальное законода­тельство, установив принцип гласности, ограничивает его теми слу­чаями, когда открытость опасна для общественного порядка или нравственности. Указанное положение допускает возможность за­крытого судебного разбирательства.

В целях обеспечения безопасности участников уголовного судо­производства УПК позволяет свидетелям указывать не свой домаш­ний адрес, а адрес ближайшего комиссариата или бригады жандар­мерии. Аналогичным правом обладают должностные лица, осу­ществлявшие разбирательство уголовного дела.

В то же время необходимо обратить внимание на ряд нововведе­ний, содержащих ряд международных принципов и стандартов отно­сительно защиты субъектов уголовно-процессуальных отношений. Большое значение в этой области имеет Закон № 81-82 от 2 февраля 1982 г., усиливший безопасность и гарантии личных прав и свобод участников процесса путем внесения соответствующих инноваций в УПК. Также существенную роль играет закон от 8 июля 1983 г. «Об усилении защиты потерпевших от преступлений», в котором содер­жатся конкретные меры по оказанию помощи данному участнику процесса вплоть до возмещения от имени государства понесенных убытков.

К середине 80-х годов во Франции в 42 департаментах финансиро­вали 85 специализированных служб помощи жертвам преступлений, субсидируемые государственными или местными властями и ежегодно оказывающие многоплановую помощь более 15 тыс. потерпевшим.

Координацию и руководство всеми программами, предназначен­ными для жертв преступлений, в этой стране осуществляет Бюро по делам жертв при Министерстве юстиции. Кроме того, во Франции учрежден межминистерский комитет и Национальный институт по­мощи жертвам и посредничества (ИНАВЕМ), которые оказывают помощь и координируют мероприятия свыше 110 ассоциаций.

Италия. В этой стране, помимо быстрого роста так называемой обычной организованной преступности, значительно активизировали свою деятельность мафия (mafia), каламбрийская ндрангета (ndrangheta), неаполитанская каморра (camorra) и миланская мала (mala), которые являются основными криминальными организациями в Италии, имеющими международный характер. Каждая из этих ти­пично мафиозных организаций использует для достижения своих целей запугивание, жестокость и насилие. С помощью 15 тыс. боеви­ков, организованных в 500 банд, и приблизительно 100 тыс. сторон­ников мафия, ндрангета, каморра и мала контролируют положение дел на юге страны, в таких областях, как Калабрия, Кампанья и остров Сицилия, а также в других районах Италии, таких, например, как Неаполь, Рим, Милан и Турин.

Создавшейся ситуации во многом способствуют обычаи и тради­ции мафии, свято чтимые в этой стране. Особенно это касается обета хранить молчание (omerta), нарушение которого карается смертью. Те, кто, оказавшись в руках полиции, называл чьи-то имена, не успе­вал дожить до суда. Другим законом мафии является категорический запрет иметь в какой-либо форме дело с органами государственного правосудия. Поэтому в ходе судебного разбирательства было практи­чески невозможно доказать наличие преступного сговора на занятие незаконной деятельностью. Этому также способствовало сращивание мафии с работниками правоохранительных органов и их подкуп, незаконная деятельность адвокатов, фабриковавших доказательства «невиновности» своих подопечных, запугивание судей, присяжных заседателей, потерпевших, свидетелей и других участников процесса, что создавало вокруг судопроизводства обстановку насилия и стра­ха.

Если раньше обычаи мафии признавали неприкосновенность фи­гуры судебного чиновника и запрещали убивать «служителей закона», то в последнее время среди ее жертв насчитываются судьи, прокуро­ры, следователи и даже судебные эксперты. В частности, в Палермо убиты республиканские прокуроры П.Скальоне и Г. Коста; под Корлеоне застрелен полковник корпуса карабинеров Д. Руссо, в течение многих лет проводивший расследование деятельности мафии в Па­лермо и Сицилии; погиб ставший знаменитым по процессам против мафии судебный следователь Ч.Терранова; в Милане киллеры зверски убивают адвоката Д.Амброзоли, человека безупречной репутации. Преступные сообщества нанесли серьезный удар правосудию, застре­лив в Палермо генерала корпуса карабинеров Д.Кьезу, расследо­вавшего дела о международной торговле героином и связанные с этим преступные операции. При этом убийцы не пощадили и нахо­дившуюся с ним молодую жену.

Указанные обстоятельства вызвали в Италии настоящий шок и послужили толчком к разработке специальных мер государственной защиты участников уголовного процесса. Так, в 1984 г. была принята программа защиты свидетелей, руководство которой осуществляется через центральную службу в рамках Департамента общественной безопасности Министерства внутренних дел и через Канцелярию Го­сударственного обвинителя по делам, возбуждаемым против мафии.

Эта программа применяется в тех случаях, когда меры по защите, предпринимаемые в соответствии с действующим законодательством Италии, оказываются недостаточно эффективными.

Данный документ закрепляет ряд конкретных мероприятий, на­правленных на устранение противоправных воздействий на участни­ков уголовного процесса. Однако в качестве существенного недостат­ка программы отмечено отсутствие механизмов, позволяющих полу­чать свидетельские показания со стороны подозреваемых и обвиняе­мых. Указанным субъектам уголовно-процессуальных отношений было невыгодно сотрудничать с правосудием, так как с них не снима­лась ответственность за совершенные преступления.

В последнее время ситуация в Италии в этом отношении суще­ственным образом изменилась. Все чаще бывшие преступники сотрудничают со следственными и судебными органами. Использование их в роли свидетелей помогло Италии сокрушить террористов из «красных бригад». Заговорившие члены преступных сообществ сделали возможным несколько крупных процессов против сицилийских «крестных отцов».

Этому во многом способствует разработка и принятие нового за­конодательства, содержащего международно-правовые принципы и стандарты защиты участников уголовного процесса. Так, 24 октября 1989 г. в Италии вступил в действие новый УПК, который пришел на смену старому, известному как кодекс Рокко, и действовавшему в течение 60 лет. 8 июля 1992 г. в Итальянской Республике принят Закон № 306 «О внесении срочных изменений в новый уголовно-процессуальный кодекс и мерах по борьбе с мафиозной преступностью». Данные документы закрепляют систему мер, направленных на защиту участников уголовного процесса, согласившихся сотруд­ничать с правоохранительными органами. Наиболее значимыми яв­ляются следующие меры защиты:

· личная охрана органом судебной полиции;

· смена места жительства или перевод из одного исправительного учреждения в другое;

· освобождение от уголовной ответственности или смягчение нака­зания;

· использование временных документов прикрытия;

· обеспечение новыми личными документами с изменением общих анкетных данных.

При наличии серьезных и срочных обстоятельств, связанных с обеспечением безопасности, арестованное или задержанное лицо вправе находиться вне мест лишения свободы в течение периода, необходимого для разработки специальной программы зашиты.

Вышеуказанные меры могут быть также приняты к близким род­ственникам, совместно проживающим лицам и другим лицам, которые подвергаются серьезной и реальной опасности в связи с их особыми отношениями с защищаемыми участниками процесса.

Санкцию на применение указанных мероприятий дает главный прокурор округа. При принятии решения он учитывает серьезность и реальность опасности, которой подвергаются или могут подвергаться лица, сотрудничающие с правосудием. Кроме того, решение прокурора должно быть основано на том, какой вклад вносит или может внести защищаемый участник процесса.

В целях защиты лиц, содействующих уголовному судопроизводству, допускается их отсутствие в зале судебного разбирательства, где происходит рассмотрение уголовного дела. Они могут давать свидетельские показания с помощью технических средств, находясь в других помещениях, обеспечивающих их безопасность.

Закон обязывает защищаемых лиц соблюдать предписанные им нормы безопасности и активно сотрудничать в плане обеспечения их охраны. В частности, они должны представлять соответствующим правоохранительным органам полные и подтвержденные сведения, связанные с их гражданским состоянием, семейным и имущественным положением, незаконченными уголовными гражданскими и админи­стративными процедурами и т.п.

Особое место в данном нормативном акте уделяется соблюдению строгого режима работы с документами, относящимися к принимаемым мерам защиты.

Указанные нововведения во многом способствовали тому, что со­трудничать с правосудием стали известные в стране преступники. Так, свидетель номер один против итальянской мафии Томмазо Бучетта, который сам в свое время был боссом «Коза ностра», на протя­жении нескольких лет жил в США под чужим именем и с круглосуточной охраной из 15 агентов с автоматами. Он изменил внешность с помощью пластической операции. Бучетту привозили в Италию только на время очередного суда.

20 мая 1996 г. спецподразделением итальянской полиции «ANTIMAFIA» арестован один из самых опасных главарей сицилийской мафии Джованни Бруска. Он обвинялся в убийстве двадцати человек, а также прокурора Джованни Фальконе. Преступник согласился дать свидетельские показания против мафии, в связи с чем был освобожден из-под стражи и включен в список участников програм­мы защиты свидетелей.

Вместе с тем в Италии еще существует масса проблем, связанных с обеспечением личной безопасности участников процесса. Организо­ванные преступные сообщества в Италии ищут новые пути, чтобы помешать появлению в деле главных свидетелей. В качестве примера можно привести уголовное дело по обвинению бывшего премьера страны Андреотти. Против него свидетелем выступал известный нам босс неаполитанской мафии Томазо Бучетта, которого вместе с женой и детьми спрятали подальше от Полермо и обеспечили круглосуточ­ной охраной. Но когда начались аресты сдаваемых Бучеттой «коллег», мафия нанесла ответный удар. За сравнительно короткий срок были вырезаны все его ближайшие родственники. Таким образом, клан Бучетта просто перестал существовать. В ходе другого громкого процесса была убита сестра лица, дававшего полиции весь­ма ценные показания. А ведь раньше мафия женщин и детей не тро­гала.

Кроме этого, отмечаются случаи лжесвидетельства, чтобы избе­жать уголовной ответственности. Так, один известный итальянский преступник, который в свое время согласился давать свидетельские показания, совсем недавно признался, что оклеветал одного человека, приговоренного к 12 годам тюремного заключения. Исправить су­дебную ошибку было уже невозможно. Несправедливо обвиненный умер в тюрьме от рака легких.

В последние годы отмечаются проблемы, связанные с финансированием программы защиты. И это несмотря на то, что ежегодно на ее реализацию выделяется более 10 000 миллионов лир.

Продолжается устранение работников судебных и правоохранительных органов, ведущих борьбу с организованной преступностью. Одним из излюбленных методов расправы мафии со своими противниками из государственного аппарата стал взрыв начиненной взрывчаткой автомашины. Таким способом были убиты судьи Д.Фальконе и П.Борселлино. Совсем недавно был предотвращен террористиче­ский акт против главного прокурора города Палермо Д.Казелли. Согласно плану преступников предполагалось заполнить тротилом карету «скорой помощи» и взорвать ее в момент выхода прокурора из Дворца правосудия. После несостоявшегося взрыва Д.Казелли была выделена усиленная охрана, состоящая из двадцати карабинеров.

Соединенное Королевство (Великобритания). В этой стране полиция может обеспе­чить защиту, переезд на новое место жительства и изменение фами­лии лиц, давших свидетельские показания в уголовном процессе и предположительно находящихся в связи с этим в опасности. Закон 1984 г. о полиции и доказательствах по уголовным делам, дополненный Законом 1994 г. об уголовном правосудии и публичном порядке, расширил допустимость письменных показаний свидетелей.

Определенные меры по защите участников уголовного процесса принимаются и в ходе судебного разбирательства. В целях избежания огласки конфиденциальных сведений о личности свидетеля суд может попросить его дать анкетные данные и адрес места жительства в письменной форме. Также суд вправе своим решением запретить публикацию информации по уголовному делу, которая представляет опасность для участника процесса. Аналогичные меры предусмотре­ны и для соучастников преступления, согласившихся свидетельство­вать против подсудимого.

В 1988 г. в Англии был принят Закон о защите жертв преступлений, содержащий жесткие условия сохранения в тайне конфиденциальных сведений о личности женщин, подвергнутых сексуальным насилиям. С 1992 г. на законодательном уровне решен вопрос о допустимости в качестве доказательств видеоматериалов допроса свидетеля.

Необходимо отметить, что английская судебная администрация ревностно охраняет иммунитет судей. Как отмечали государствоведы этой страны Уэйд и Филлипс, «Пусть лучше пострадает частное лицо, чем создано такое положение, что судьи, отправляя правосудие, будут действовать под влиянием - сколь бы незначительным оно не было -страха перед возможными последствиями»[2]. На этом строится основная концепция независимости судей. Здесь уместно сослаться на высказывание английского судьи Деннинга, который справедливо отметил, что каждый судья от самого высшего до самого низшего должен быть защищен в такой же мере, в какой он несет ответственность за свою работу. Каждый вправе иметь возможность выполнять свои профессиональные обязанности совершенно независимо и быть сво­бодным от всякого страха.

Международные принципы и стандарты защиты участников уго­ловного процесса нашли отражение и в законодательстве ряда госу­дарств - бывших республик в составе СССР. Особых успехов в этом направлении добились страны Прибалтики.

Например, законодательная власть Литвы взяла за основу опыт США и разработала программу защиты участников процесса, в ко­торой нашли отражение многие нормы Федерального закона о борь­бе с организованной преступностью (США, 1970 г.). Данный право­вой акт как никакой другой вызвал единодушное одобрение обще­ственности этой страны и прибавил смелости тем, кто пострадал от преступников или оказался свидетелем преступления".

В Латвии при необходимости обеспечить личную неприкосновенность участников процесса следователь или дознаватель может составлять отдельно вводную часть протокола следственного действия, содержащую сведения о таких лицах, о чем в течение суток уведом­ляется прокурор. В основной части протокола вместо фамилии и инициалов субъекта уголовно-процессуальных отношений может быть указан с его согласия псевдоним. Одновременно в обязательном порядке в данном процессуальном документе отражается факт разъ­яснения ему прав и обязанностей, а в предусмотренных законом слу­чаях - и предупреждения об ответственности. В списке лиц, подлежа­щих вызову в судебное заседание, не фиксируются их адреса (и, если требуется, фамилии). Экземпляр списка, содержащий полные сведения о лицах, нуждающихся в обеспечении личной безопасности, представляется в суд в отпечатанном виде вместе с вводными частями прото­колов следственных действий. С ними могут ознакомиться только прокурор, защитник, секретарь судебного заседания и судья, рассматривающий дело.

В завершение хочется обратить внимание еще на две проблемы, которые напрямую связаны с защитой участников уголовного судо­производства.

1. В различных правовых системах существуют неодинаковые под­ходы к свидетельским показаниям соучастников преступлений. Некоторые страны допускают использование показаний таких свидетелей.

2. В других странах действует положение, в соответствии с которым свидетельские показания подсудимых, обвиняемых в том же преступлении, или свидетельские показания подсудимых по смежному делу не могут быть допущены в качестве доказательства, если они окончательно не освобождены от обвинений. В третьих странах суд взвешивает показания свидетеля-соучастника более тщательно и осторожно, чем показания обычного свидетеля, поскольку соучастник может быть заинтересован в даче ложных показаний.

3.По разному относятся правовые системы и к доказательствам, полученным с помощью тайных осведомителей. В отдельных странах запрещено в ходе судебного процесса использовать анонимные показания. Вместе с тем полиция в своей деятельности по расследованию преступлений может привлекать тайных осведомителей. В других странах не допускается в ходе судебного разбирательства давать ход анонимным сообщениям. Тем не менее полиция может воспользоваться информацией из конфиденциальных источников в интересах следствия, и эта информация может служить достаточно необходимым основанием для проведения обыска или установления электронного наблюдения, результаты которых могут быть признаны в суде.

Для борьбы с преступностью, особенно ее организованных форм, большое значение имеют законодательные положения, обеспечивающие защиту лиц, сотрудничающих с оперативно-розыскными ведомствами. Некоторые национальные системы уголовного правосудия уделяют пристальное внимание этому вопросу и приняли законодательство, обеспечивающее безопасность осведомителей. Например, в Китае личность лица, сообщившего об уголовном правонарушении, не разглашается на протяжении всего следствия, за исключе­нием тех случаев, когда такое лицо дает согласие на разглашение его личности.

В других странах нет специального законодательства, предусмат­ривающего защиту осведомителей (Германия, Италия, Соединенное Королевство и др.). Однако неофициальные меры, обеспечивающие их безопасность, все-таки принимаются силами полиции.

Вывод по 3-му вопросу лекции: в законодательстве Франции, Италии, Англии, Литвы нашли отражение руководящие принципы и стандарты защиты участников уголовного судопроизводства.

С учётом общих черт каждое государство отличается своими достижениями в сфере защиты и безопасности участников уголовного процесса.

Франция сосредотачивает усилие на уголовно-правовой охране участника процесса. В этом государстве действует система уголовно-правовых норм об ответственности за неправомерное воздействие на участника процесса, меры наказания значительно увеличены. Применение мер безопасности регламентируется УПК Франции. Закон от 8 июля 1983 г. «Об усилении защиты потерпевших от преступлений», содер­жит конкретные меры по оказанию помощи данному участнику процесса вплоть до возмещения от имени государства понесенных убытков.

Координацию и руководство всеми программами, предназначен­ными для жертв преступлений, осуществляет Бюро по делам жертв при Министерстве юстиции. Кроме того, во Франции учрежден межминистерский комитет и Национальный институт по­мощи жертвам и посредничества (ИНАВЕМ), которые оказывают помощь и координируют мероприятия свыше 110 ассоциаций.

В Италии нововведения о государственной защите и безопасности во многом способствовали тому, что со­трудничать с правосудием стали известные в стране преступники. Таким образом, в данной стране за последнее время усилия властей сконцентрировано на обеспечение безопасности участников уголовного процесса, согласившихся сотруд­ничать с правоохранительными органами. Наиболее значимыми и популярными яв­ляются следующие меры защиты:

· освобождение от уголовной ответственности или смягчение нака­зания с лицами, согласившимися на сотрудничество;

· использование временных документов прикрытия и др.

В целях защиты лиц, содействующих уголовному судопроизводству, допускается их отсутствие в зале судебного разбирательства, где происходит рассмотрение уголовного дела. Они могут давать свидетельские показания с помощью технических средств, находясь в других помещениях, обеспечивающих их безопасность.

В Италии строго соблюдается режим работы с документами, относящимися к мерам безопасности.

Программа защиты свидетелей, руководство которой осуществляется через центральную службу в рамках Департамента общественной безопасности Министерства внутренних дел и через Канцелярию Го­сударственного обвинителя по делам, возбуждаемым против мафии. Санкцию на применение уголовно-процессуальных мер безопасности в отношении лица, изъявившего сотрудничать с правосудием, дает главный прокурор округа.

Вместе с тем в Италии еще существует масса проблем, связанных с обеспечением личной безопасности участников процесса.

Великобритания безопасность участников уголовного судопроизводства во многом обеспечивает расширением допустимости письменных показаний свидетелей в суде. Суд может не оглашать, а попросить участника процесса дать анкетные данные и адрес места жительства в письменной форме. Также суд вправе своим решением запретить публикацию информации по уголовному делу, которая представляет опасность для участника процесса.

Меры безопасности предусмотрены и для соучастников преступления, согласившихся свидетельство­вать против подсудимого. На законодательном уровне решен вопрос о допустимости в качестве доказательств видеоматериалов допроса свидетеля.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: