Прогнозирование и его роль в деятельности фирмы

Прогнозирование деловой среды

ГЛАВА VII

Первые представления о прогнозировании и его ис­пользовании в деятельности экономической организации были да­ны в предыдущих главах. Глава "Стратегическое планирование в экономической организации" познакомила с методами и ролью про­гнозирования в анализе среды бизнеса и подготовки стратегическо­го плана. В главе о финансовом планировании были охарактеризо­ваны прогноз продаж и способы его получения. Можно сделать вы­вод.о том, что как плановая, так и практическая работа в фирме связана с необходимостью прогнозирования.

Поэтому каждый менеджер и специалист по планированию должны владеть основными навыками прикладного прогнозирования.

Как и планирование, прогнозирование - это род предвидения, поскольку имеет дело с получением информации о будущем. Вместе с тем между планированием и прогнозированием существуют серь­езные различия.

Известный отечественный футуролог И. Бестужев-Лада разделил прогнозирование и планирование как предсказание и предуказание.

Предсказание, к которому относится прогнозирование, предпо­лагает описание возможных или желательных аспектов, состояний, решений, проблем будущего. Помимо формального, основанного на научных методах прогнозирования к предсказанию относятся пред­чувствие и предугадывание. Предчувствие - это описание будущего на основе эрудиции, работы подсознания. Предугадывание исполь­зует житейский опыт и знание обстоятельств.

В широком плане как научное прогнозирование, так и пред­чувствие и предугадывание входят в понятие "прогнозирование деятельности фирмы".

Предуказание, включающее в себя планирование и его элемен­ты - целеполагание, программирование, проектирование, основано на принятии решений о проблемах, выявленных на стадии пред­сказания, на учете всех критических аспектов будущего.

Таким образом, в предвидении будущего фирмы прогнозирова­ние, с одной стороны, предшествует планированию, а с другой -является его составной частью, используется на разных стадиях осуществления деятельности по планированию:

1. применяется на этапе анализа среды и определения пред­посылок для формирования стратегии фирмы (как общей, так и функциональной, например финансовой);

2. осуществляется на стадии реализации планов для оценки возможных результатов и их отклонения от плановых показателей и имеет целью организацию дополнительных управляющих воздей­ствий на ликвидацию отклонений.

По своему составу прогнозирование шире планирования, так как включает не только показатели деятельности фирмы, но и раз­нообразные данные о ее внешней среде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: