Прогнозирование деловой среды
ГЛАВА VII
Первые представления о прогнозировании и его использовании в деятельности экономической организации были даны в предыдущих главах. Глава "Стратегическое планирование в экономической организации" познакомила с методами и ролью прогнозирования в анализе среды бизнеса и подготовки стратегического плана. В главе о финансовом планировании были охарактеризованы прогноз продаж и способы его получения. Можно сделать вывод.о том, что как плановая, так и практическая работа в фирме связана с необходимостью прогнозирования.
Поэтому каждый менеджер и специалист по планированию должны владеть основными навыками прикладного прогнозирования.
Как и планирование, прогнозирование - это род предвидения, поскольку имеет дело с получением информации о будущем. Вместе с тем между планированием и прогнозированием существуют серьезные различия.
Известный отечественный футуролог И. Бестужев-Лада разделил прогнозирование и планирование как предсказание и предуказание.
|
|
Предсказание, к которому относится прогнозирование, предполагает описание возможных или желательных аспектов, состояний, решений, проблем будущего. Помимо формального, основанного на научных методах прогнозирования к предсказанию относятся предчувствие и предугадывание. Предчувствие - это описание будущего на основе эрудиции, работы подсознания. Предугадывание использует житейский опыт и знание обстоятельств.
В широком плане как научное прогнозирование, так и предчувствие и предугадывание входят в понятие "прогнозирование деятельности фирмы".
Предуказание, включающее в себя планирование и его элементы - целеполагание, программирование, проектирование, основано на принятии решений о проблемах, выявленных на стадии предсказания, на учете всех критических аспектов будущего.
Таким образом, в предвидении будущего фирмы прогнозирование, с одной стороны, предшествует планированию, а с другой -является его составной частью, используется на разных стадиях осуществления деятельности по планированию:
1. применяется на этапе анализа среды и определения предпосылок для формирования стратегии фирмы (как общей, так и функциональной, например финансовой);
2. осуществляется на стадии реализации планов для оценки возможных результатов и их отклонения от плановых показателей и имеет целью организацию дополнительных управляющих воздействий на ликвидацию отклонений.
По своему составу прогнозирование шире планирования, так как включает не только показатели деятельности фирмы, но и разнообразные данные о ее внешней среде.