Религиозный

Характерные черты разновидностей дискурса

Стилистика речи, текста, дискурса

Понятие «стилистики речи» возникает как определение в рамках теории Соссюра (противопоставление языка и речи). Стилистика текста, дискурса – модель накопления.

Дискурс – все написанное и произнесенное – субстанция, которая не имеет четкого контура и объеа и находится в постоянном движении. Фуко называл дискурс бурлесксной вселенной. Дискурс не имеет начала и конца. Шире, чем текст, который имеет начало и конец.

Фуко и его принципы (к вопросу о том, как структурировать дискурс):

1. принцип забвения. Дискурсы исчезают вместе с актом, с которым были высказаны. Относится к устному дискурсу, который больше не будет произнесен, – одноразовое действие.

2. принцип комментария - (относятся к дискурсам, к которым будут обращаться в будущем, постоянно. ПР: текст библии

3. принцип дисциплины. Определенная область объекта, которая объединяется корпусом положений, совокупностью методов, которые признаются истинными. Например, научный дискурс (область объекта – наука)

4. принцип прореживания говорящих субъектов. В дискурс не вступит человек, который не имеет право и знаний в этой области. Например, дискурс, связанный с государством и политикой – вступают те, кто имеют право и знания. Или в научной среде экзамен по стилистике может принять только преподаватель по стилистике.

5. принцип доктрины. Пример: политическая сфера

6. принцип автора. Отсылка к статусу дискурса внутри некоторого общества. Например, дискурс Пушкина (в рамках художественного дискурса).

Стиль в дискурсе = способ различения разных типов знания и их прагматического использования.

Разновидности знаний, которые являются важными для человеческого социума:

1)Говорящий субъект «я» как человек, физическое лицо – повседневный дискурс

2)«я» как член социума (определенное социальное лицо) - сфера науки, культуры, общественной деятельности – функциональные стили (официально-деловой, научный, публицистический). Важна социальная роль субъекта.

3) «я в пафосной устремленности к создателю – религиозный дискурс

4) «я» в мире вымысла (отличном от реального) – язык художественной литературы и художественных текстов. Художественный дискурс.

В учебниках по функциональной стилистике часто дискурсы приравнивают к функциональным стилям. НО! Дискурсов – 3: повседневный, религиозный, художественный + Функциональные стили – официально-деловой, научный, публицистический.

- высокая степень воспроизводимость (обращались, обращаются и будут обращаться к тексту)

- роль интертекстуального донора для других типов текста = цитирование

- герметичность: много отдает, мало нового в себя вбирает

- отсутствие связи с деструктивностью и просторечием (с совсем сниженным)

2) повседневный

- В него вступает каждый: ситуация повседневного общения.

- Нет принципа прореживания субъекта (о котором Фуко писал).

- Расчет на постоянное воспроизведение.

- Важен режим реального времени + информация поступает порционно в процессе беседы.

Информационно-прагматическая ценность высока в момент говорения, потом ослабевает (Идешь ли ты в университет?). Привязка к настоящему моменту времени и настоящему месту. Бывает ситуация, когда важность так быстро не ослабевает (например, признание в любви)

- Повседневный дискурс – экспериментальная область, донор речевых жанров.

3)Дискурс связан с человеком как социальным лицом – 3 функциональных стиля:

Например, публицистический стиль

- изменчивость

- проницаемость

- актуальность знаний для современников

4) художественный дискурс и принцип автора
- не имеет прагматики, т.к. связано с вымыслом

- Кажется, что для жизни не нужно. Но на самом деле, не так. Художественный дискурс мог применяться в целях гос. заказа.

- Эстетические функции (для удовольствия).

Структурные параметры дискурса:

- коммуникативная составляющая: отправитель, получатель, сообщение, канал связи, функция

- когнитивная составляющая – тема

- собственно вербальная составляющая – характеристика языка, пространства с точки зрения выражения эмоций, оценки, новизны; интертекстуальные и собственно языковые знаки.

Типы отношений между дискурсами:

1.прототипическая форма – где реализуется определенная разновидность дискурса лучше всего

2.разновидности дискурса не существуют полностью изолировано: устный канал коммуникации (мы везде общаемся, дискурсы не существуют изолировано, идет проникновение, смешение).

Если взять монографию, там научный текст герметичен. Но есть научно-публицистический стиль – на периферии науки и публицистики.

3.донорские отношения

Повседневный дискурс
1. коммуникативная составляющая = отправитель = я как частное лицо, физическое лицо.

Это то, что объединяет социум.

· Исходно у отправителя нет определенной социальной роли. Ситуативно может принимать на себя: подчиненный-начальник и т.д. Получатель – тоже любые люди.

Повседневный дискурс в семье: общаемся с родственниками, с друзьями. У нас есть знания друг о друге, общие события.

· Одна из характеристик повседневного дискурса – спонтанность. Понимание тоже непосредственно. Спонтанность видна за счет перебивов в речи, повторов, уточнений, речь не подготовлена – устный канал связи.

· Аудиальная основа.

· Наиболее часто применимо к повседневному дискурсу – невоспроизводимость сообщения. Если что-то будет воспроизведено еще раз – будет с другой интонацией, слова местами переставлены будут.

Расчет идет на оперативную память: удерживается в памяти 7 единиц. Не будем строить сложные конструкции, сложносочиненные предложения, наоборот – простые конструкции и предложения. Если сложные, то с малым количеством придаточных.

· Важна опора на ситуацию, которая воспринимается органами чувств (видим, слышим) – возможность эллипсиса.

Пример: 2 человека сидят на кухне, кипит чайник: «Выключи!». Понятно, что выключить.

Важен непосредственный контакт + у нас есть жесты, которые нам помогают + мимика

В повседневном общении на язык выпадает меньшая функциональная нагрузка – не только устный канал, еще зрительный, звуковой.

2. Когнитивная составляющая Важно отсутствие запретов на какие-то темы – тема повседневного дискурса. Доминирующая функция повседневного дискурса – коммуникативная = общения, вторая по важности – когнитивная

3 стратегии:

Ситуация: муж ищет носки

1.конфликтный тип поведения – стратегия агрессии

Например, спрашивает у жены – пошел ты к черту! - Установка на себя

2.куртуазная стратегия - Установка на партнера

Например, пожалуйста, будь добр, возьми в шкафу

3.рационально-эврестическая стратегия - Установка и на себя и на партнера

Например, если бы она сказала: «ЦРО похитило твои носки»

Для повседневного дискурса характерны 2 тенденции:

- тенденция к синкретизму. Проявляется, когда 1 означающее вместо 2х – есть общий фон знаний

- тенденция к расчлененности - когда 2 означающих вместо 1ого.

Как проявляется синкретизм в фонетике? В нерасчлененности отдельных звуков – как восприятие общего фонетического облика слова и стирания конкретных границ (щас).

Расчленность: важно богатство интонационных характеристик, контрастность колебания тембра, удлинение гласных (я буду дооооо 7).

В лексике. Синкретизм:

- Когда мы вместо словосочетания употребляем одно слово (ленинская библиотека – ленинка)

- В субстантивации атрибута, в стяжении (диплом, ты все еще в зимнем?)

- Устранение зависимых слов (ты выучил?)

- В метонимии (помещение по названию лица – в магазине: вы открыты?)

Расчленненность:

- избегание причастных и деепричастных конструкций (Дай ручку, около тебя лежит (не лежащая)).

- Блоки номинаций. Часто имеет место ситуация (дай чем вытереться (не полотенце)).

В синтаксисе:

- Нулевые глагольные предикаты (вы в теннис?)

· Особое соотношение творимого и вопроизводимого слова. Часто не можем подобрать сразу словарное слово, которое нужно, заменяем жестами, местоимениями + изобретаем.

Неологизмы могут быть по продуктивным моделям, непродуктивным. Может быть экспрессивное словообразование (вот это красотища!)

· Конкретная лексика представлена в бОльшем объеме, чем абстрактная + перераспределение отношений знаменательных и незнаменательных частей речи. Большая роль у слов с сильной разговорностью и экспрессией (картошечка с огурчиками).

· Актуализация стилистических смыслов, связанных со сниженным ярусом стилистической шкалы: да, как, вообще, как-то.

· Перестройка частей речи – приводит к тому, что современный литературный язык отличается такими нормами (что в повседневном дискурсе и что в письменном языке).

· Как в повседневном дискурсе мыслится время? Динамичный, необратимый мир. Центральные координаты – здесь и сейчас. (это было до сессии – мыслим события повседневного дискурса). Часто мы обращаемся к календарному времени. В повседневном дискурсе может быть противостояние семантики забвения (Мы можем напоминать, что это было 3 года назад, ну когда ты приехала из Питера). Мы апеллирует к событию.

· Пространство в повседневном дискурсе хорошо знакомо говорящему и собеседнику. Фиксируется местоимениями (мои сейчас на даче, а я в городе). Мои – фиксирует мое пространство. Дейктическая достижимость (и та заболела) - замена полной номинации на местоимения. Оптимизация пространства. Есть внутрисемейное пр-во (иди в бабушкину комнату- понятно, какое, не нужно давать описание комнаты). Если выйти за пространство дома: двойка – автомобиль номер 2; когда магазинам дают неофициальные названия – стекляшка + конструкция «а у нас…». Семантика приблизительности, неопределенности + противопоставление своего-чужого пространства

· Концептуализация человека в повседневном дискурсе:

- может быть как машина. Есть стереотипы городского общения (такие всегда лезут без очереди)

- Субъект может быть социально детерменированным

- человек-личность: раскрывается в рассказе, беседе.

Могут быть включены ирония, каламбур, остроты

· Вербализация и видение ситуации в повседневном дискурсе – наглядное пошаговое описание. Это сочетается с приблизительностью (используем «короче говоря», «в общем»). Характерно введение номинаций через такие слова, как «штука». Можем использовать определенные конструкции: «у нас одна на работе говорила…»; «она получила где-то 10 000». Типично явление пересказа + непрерывное употребление слов «говорит». Видение:

- адекватное

- неадекватное (вхожу в аудиторию, а там никого нет (когда 2 человека вместо 50) – гиперболизация) + фразеология «сойти с ума»

Жанры и формы существования повседневного дискурса
- монолог

- диалог

- полилог

Формы могут быть семантически обусловленные + необусловленные (стереотипы повседневного общения).

Речевой жанр = первичная форма существования языка, который возникает в ситуации общения:

- информативные

- императивные (цель – вызвать действие)

- оценочные (хорошо-плохо)

- этикетные (приветствие, прощания, выражение согласия и т.д.).

Для 60-х классический жанр повседневного дискурса – разговор по душам на кухне.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: