Характерные черты разновидностей дискурса
Стилистика речи, текста, дискурса
Понятие «стилистики речи» возникает как определение в рамках теории Соссюра (противопоставление языка и речи). Стилистика текста, дискурса – модель накопления.
Дискурс – все написанное и произнесенное – субстанция, которая не имеет четкого контура и объеа и находится в постоянном движении. Фуко называл дискурс бурлесксной вселенной. Дискурс не имеет начала и конца. Шире, чем текст, который имеет начало и конец.
Фуко и его принципы (к вопросу о том, как структурировать дискурс):
1. принцип забвения. Дискурсы исчезают вместе с актом, с которым были высказаны. Относится к устному дискурсу, который больше не будет произнесен, – одноразовое действие.
2. принцип комментария - (относятся к дискурсам, к которым будут обращаться в будущем, постоянно. ПР: текст библии
3. принцип дисциплины. Определенная область объекта, которая объединяется корпусом положений, совокупностью методов, которые признаются истинными. Например, научный дискурс (область объекта – наука)
4. принцип прореживания говорящих субъектов. В дискурс не вступит человек, который не имеет право и знаний в этой области. Например, дискурс, связанный с государством и политикой – вступают те, кто имеют право и знания. Или в научной среде экзамен по стилистике может принять только преподаватель по стилистике.
5. принцип доктрины. Пример: политическая сфера
6. принцип автора. Отсылка к статусу дискурса внутри некоторого общества. Например, дискурс Пушкина (в рамках художественного дискурса).
Стиль в дискурсе = способ различения разных типов знания и их прагматического использования.
Разновидности знаний, которые являются важными для человеческого социума:
1)Говорящий субъект «я» как человек, физическое лицо – повседневный дискурс
2)«я» как член социума (определенное социальное лицо) - сфера науки, культуры, общественной деятельности – функциональные стили (официально-деловой, научный, публицистический). Важна социальная роль субъекта.
3) «я в пафосной устремленности к создателю – религиозный дискурс
4) «я» в мире вымысла (отличном от реального) – язык художественной литературы и художественных текстов. Художественный дискурс.
В учебниках по функциональной стилистике часто дискурсы приравнивают к функциональным стилям. НО! Дискурсов – 3: повседневный, религиозный, художественный + Функциональные стили – официально-деловой, научный, публицистический.
- высокая степень воспроизводимость (обращались, обращаются и будут обращаться к тексту)
- роль интертекстуального донора для других типов текста = цитирование
- герметичность: много отдает, мало нового в себя вбирает
- отсутствие связи с деструктивностью и просторечием (с совсем сниженным)
2) повседневный
- В него вступает каждый: ситуация повседневного общения.
- Нет принципа прореживания субъекта (о котором Фуко писал).
- Расчет на постоянное воспроизведение.
- Важен режим реального времени + информация поступает порционно в процессе беседы.
Информационно-прагматическая ценность высока в момент говорения, потом ослабевает (Идешь ли ты в университет?). Привязка к настоящему моменту времени и настоящему месту. Бывает ситуация, когда важность так быстро не ослабевает (например, признание в любви)
- Повседневный дискурс – экспериментальная область, донор речевых жанров.
3)Дискурс связан с человеком как социальным лицом – 3 функциональных стиля:
Например, публицистический стиль
- изменчивость
- проницаемость
- актуальность знаний для современников
4) художественный дискурс и принцип автора
- не имеет прагматики, т.к. связано с вымыслом
- Кажется, что для жизни не нужно. Но на самом деле, не так. Художественный дискурс мог применяться в целях гос. заказа.
- Эстетические функции (для удовольствия).
Структурные параметры дискурса:
- коммуникативная составляющая: отправитель, получатель, сообщение, канал связи, функция
- когнитивная составляющая – тема
- собственно вербальная составляющая – характеристика языка, пространства с точки зрения выражения эмоций, оценки, новизны; интертекстуальные и собственно языковые знаки.
Типы отношений между дискурсами:
1.прототипическая форма – где реализуется определенная разновидность дискурса лучше всего
2.разновидности дискурса не существуют полностью изолировано: устный канал коммуникации (мы везде общаемся, дискурсы не существуют изолировано, идет проникновение, смешение).
Если взять монографию, там научный текст герметичен. Но есть научно-публицистический стиль – на периферии науки и публицистики.
3.донорские отношения
Повседневный дискурс
1. коммуникативная составляющая = отправитель = я как частное лицо, физическое лицо.
Это то, что объединяет социум.
· Исходно у отправителя нет определенной социальной роли. Ситуативно может принимать на себя: подчиненный-начальник и т.д. Получатель – тоже любые люди.
Повседневный дискурс в семье: общаемся с родственниками, с друзьями. У нас есть знания друг о друге, общие события.
· Одна из характеристик повседневного дискурса – спонтанность. Понимание тоже непосредственно. Спонтанность видна за счет перебивов в речи, повторов, уточнений, речь не подготовлена – устный канал связи.
· Аудиальная основа.
· Наиболее часто применимо к повседневному дискурсу – невоспроизводимость сообщения. Если что-то будет воспроизведено еще раз – будет с другой интонацией, слова местами переставлены будут.
Расчет идет на оперативную память: удерживается в памяти 7 единиц. Не будем строить сложные конструкции, сложносочиненные предложения, наоборот – простые конструкции и предложения. Если сложные, то с малым количеством придаточных.
· Важна опора на ситуацию, которая воспринимается органами чувств (видим, слышим) – возможность эллипсиса.
Пример: 2 человека сидят на кухне, кипит чайник: «Выключи!». Понятно, что выключить.
Важен непосредственный контакт + у нас есть жесты, которые нам помогают + мимика
В повседневном общении на язык выпадает меньшая функциональная нагрузка – не только устный канал, еще зрительный, звуковой.
2. Когнитивная составляющая Важно отсутствие запретов на какие-то темы – тема повседневного дискурса. Доминирующая функция повседневного дискурса – коммуникативная = общения, вторая по важности – когнитивная
3 стратегии:
Ситуация: муж ищет носки
1.конфликтный тип поведения – стратегия агрессии
Например, спрашивает у жены – пошел ты к черту! - Установка на себя
2.куртуазная стратегия - Установка на партнера
Например, пожалуйста, будь добр, возьми в шкафу
3.рационально-эврестическая стратегия - Установка и на себя и на партнера
Например, если бы она сказала: «ЦРО похитило твои носки»
Для повседневного дискурса характерны 2 тенденции:
- тенденция к синкретизму. Проявляется, когда 1 означающее вместо 2х – есть общий фон знаний
- тенденция к расчлененности - когда 2 означающих вместо 1ого.
Как проявляется синкретизм в фонетике? В нерасчлененности отдельных звуков – как восприятие общего фонетического облика слова и стирания конкретных границ (щас).
Расчленность: важно богатство интонационных характеристик, контрастность колебания тембра, удлинение гласных (я буду дооооо 7).
В лексике. Синкретизм:
- Когда мы вместо словосочетания употребляем одно слово (ленинская библиотека – ленинка)
- В субстантивации атрибута, в стяжении (диплом, ты все еще в зимнем?)
- Устранение зависимых слов (ты выучил?)
- В метонимии (помещение по названию лица – в магазине: вы открыты?)
Расчленненность:
- избегание причастных и деепричастных конструкций (Дай ручку, около тебя лежит (не лежащая)).
- Блоки номинаций. Часто имеет место ситуация (дай чем вытереться (не полотенце)).
В синтаксисе:
- Нулевые глагольные предикаты (вы в теннис?)
· Особое соотношение творимого и вопроизводимого слова. Часто не можем подобрать сразу словарное слово, которое нужно, заменяем жестами, местоимениями + изобретаем.
Неологизмы могут быть по продуктивным моделям, непродуктивным. Может быть экспрессивное словообразование (вот это красотища!)
· Конкретная лексика представлена в бОльшем объеме, чем абстрактная + перераспределение отношений знаменательных и незнаменательных частей речи. Большая роль у слов с сильной разговорностью и экспрессией (картошечка с огурчиками).
· Актуализация стилистических смыслов, связанных со сниженным ярусом стилистической шкалы: да, как, вообще, как-то.
· Перестройка частей речи – приводит к тому, что современный литературный язык отличается такими нормами (что в повседневном дискурсе и что в письменном языке).
· Как в повседневном дискурсе мыслится время? Динамичный, необратимый мир. Центральные координаты – здесь и сейчас. (это было до сессии – мыслим события повседневного дискурса). Часто мы обращаемся к календарному времени. В повседневном дискурсе может быть противостояние семантики забвения (Мы можем напоминать, что это было 3 года назад, ну когда ты приехала из Питера). Мы апеллирует к событию.
· Пространство в повседневном дискурсе хорошо знакомо говорящему и собеседнику. Фиксируется местоимениями (мои сейчас на даче, а я в городе). Мои – фиксирует мое пространство. Дейктическая достижимость (и та заболела) - замена полной номинации на местоимения. Оптимизация пространства. Есть внутрисемейное пр-во (иди в бабушкину комнату- понятно, какое, не нужно давать описание комнаты). Если выйти за пространство дома: двойка – автомобиль номер 2; когда магазинам дают неофициальные названия – стекляшка + конструкция «а у нас…». Семантика приблизительности, неопределенности + противопоставление своего-чужого пространства
· Концептуализация человека в повседневном дискурсе:
- может быть как машина. Есть стереотипы городского общения (такие всегда лезут без очереди)
- Субъект может быть социально детерменированным
- человек-личность: раскрывается в рассказе, беседе.
Могут быть включены ирония, каламбур, остроты
· Вербализация и видение ситуации в повседневном дискурсе – наглядное пошаговое описание. Это сочетается с приблизительностью (используем «короче говоря», «в общем»). Характерно введение номинаций через такие слова, как «штука». Можем использовать определенные конструкции: «у нас одна на работе говорила…»; «она получила где-то 10 000». Типично явление пересказа + непрерывное употребление слов «говорит». Видение:
- адекватное
- неадекватное (вхожу в аудиторию, а там никого нет (когда 2 человека вместо 50) – гиперболизация) + фразеология «сойти с ума»
Жанры и формы существования повседневного дискурса
- монолог
- диалог
- полилог
Формы могут быть семантически обусловленные + необусловленные (стереотипы повседневного общения).
Речевой жанр = первичная форма существования языка, который возникает в ситуации общения:
- информативные
- императивные (цель – вызвать действие)
- оценочные (хорошо-плохо)
- этикетные (приветствие, прощания, выражение согласия и т.д.).
Для 60-х классический жанр повседневного дискурса – разговор по душам на кухне.