double arrow

Себестоимость реализованной продукции

Revenues from Sales

For the Year Ended December 31, 20 x x

INCOME STATEMENT

Company ABC

Выручка от реализации

За год, закончившийся 31 декабря 20 х х

ОТЧЕТ О ПРИБЫЛЯХ И УБЫТКАХ

Компания ABC

(частичный)

Валовая выручка от реализации $900,000

Минус: Возврат и уценка проданных товаров $ 3,500

Скидки с продажи за досрочную оплату 10,50014,000

Чистая выручка от реализации $886,000

(partial)

  $900,000
$ 3,500  
10,500 14,000

Gross Sales

Less: Sales Returns and Allowances Sales Discounts

Net Sales $886,000

Любое торговое предприятие закупает товары для последую­щей их продажи и обычно создает необходимые товарные запасы для осуществления нормального торгового процесса. Количество товаров, принадлежащих предприятию на правах собственности на определенный момент времени, называется товарными запа­сами (Merchandise inventory). Себестоимость товаров в наличии, годных для продажи в течение отчетного периода (Cost of goods available for sale) складывается из двух величин — товарных запасов на начало периода (Beginning inventory) и объема чистых закупок товаров в течение периода (Net purchases).

Остановимся подробнее на вычислении этих показателей и их отражении в бухгалтерском учете.

Чистые закупки (Net Purchases)

10 мая

Все товары, купленные для последующей перепродажи, учитываются на счете Закупки (Purchases) по валовой цене закупки (Gross purchase price). Бухгалтерская запись составляется следующим образом:

Закупки 2,000
(Purchases)

Счета к Оплате 2,000

(Accounts Payable)

Закупка товаров в кредит на условии 2/10, н/30

или

10 мая Закупки 2,000

Денежные Средства 2,000

Закупка товаров за деньги

Следует заметить, что счет Закупки также как и счет Про­дажи является временным счетом, и он используется только для товаров, купленных для продажи. Основная его цель — накопить информацию о суммарной стоимости товаров, купленных в течение отчетного периода. Покупки других товарно-материальных ценно­стей (для своего использования), например, основных средств, канцелярских товаров и т. п., на этом счете не отражаются. Счет Закупки имеет нормальное дебетовое сальдо, и в конце отчетного периода он закрывается (в дебет счета Итоговая Прибыль (Income Summary).

Возврат и уценка купленных товаров (Purchases Returns and Allowances)

Поразным причинам предприятие может вернуть приобретен­ный товар своему поставщику, например, в случае обнаруженных дефектов или товары ненадлежащего качества. Поставщик может предложить уценить товар как альтернативу возврата товара по пол­ному кредиту. В любом случае используется отдельный счет Возврат и Уценка Купленных Товаров (Purchases Returns and Allowances), записи на котором ведут следующим образом:

12 мая Счета к Оплате 400

(Accounts Payable)

Возврат и Уценка Купленных Товаров 400

(Purchases Returns and Allowances)

Возврат товаров с дефектами, приобретенных 10 мая

Следовательно, покупатель уменьшает свою задолженность на сумму возврата или уценки товаров. Опять обратим внимание, что счет Возврат и Уценка Купленных Товаров используется только для учета товаров, предназначенных для перепродажи. Другие воз­враты, такие как возвраты офисных принадлежностей и оборудо­вания, должны быть отражены прямо по кредиту соответствующих счетов активов, а не на этом счете.

Этот счет является контрарным счетом к счету Закупки, он имеет нормальное кредитовое сальдо, которое вычитается из сум­марной стоимости закупок при расчете себестоимости реализо­ванной продукции в отчете о прибылях и убытках. Основная его цель — дать информацию о суммах возвратов и уценки руководству для принятия соответствующих управленческих решений. Иногда возвраты товаров обходятся достаточно дорого. Могут иметь место большие расходы, которые не могут быть возмещены, например, стоимость оформления заказа, транспортные расходы, проценты на деньги, вложенные в товары и т. п. Частые возвраты одному и тому же поставщику могут указывать на необходимость принятия новых условий закупки или даже поиска новых поставщиков.

Методы учета закупокМетод валовой цены (Gross Method) и Метод чистой цены/цены нетто (Net Method, Net Price Method)

Система, регистрирующая первоначально все произведенные закупки по полной (валовой) цене/цене брутто (Gross purchase price), которая указывается в счете-фактуре, называется методом полной цены или методом-брутто (Gross Method). При этом счет Скидки с Закупок появляется только в момент оплаты закупки. Следовательно, руководство предприятия не может видеть, какие скидки с закупок были предоставлены поставщиком, но не были нами использованы, т.е. были упущены. Упущенные скидки (Dis­counts lapsed/lost) — это сумма скидок, предоставляемая за досроч­ное погашение задолженности по поставленным товарам и услу­гам, которые не были реализованы из-за превышения дисконтного, льготного периода. Все операции и бухгалтерские проводки, рас­смотренные ранее, были записаны методом полной цены.

Для выявления упущенных скидок все закупленные товары, а также их возвраты и уценки оприходуются по чистой цене/цене нетто (Net price). Это цена, указанная в счете-фактуре, за вычетом всех потенциальных скидок. Такой метод отражения скидок по за­купкам/продажам называется методом чистой цены или методом-нетто (Net Method). Аргумент для такого трактования скидок с за­купок, как финансового дохода, состоит в том, что они аналогичны полученным процентам за кредит.

Рассмотрим следующий пример. 10 июня мы закупили товары в кредит на сумму 2,000 долларов на условиях 2/10, н/30, и 12 июня мы вернули товары на сумму 400 долларов. Бухгалтерские записи этих операций с использованием метода полной цены уже бы­ли представлены ранее. Бухгалтерские записи при использовании метода чистой цены будут выглядеть следующим образом:

10 июня Закупки 1,960

(Purchases)

Счета к Оплате 1,960

(Accounts Payable)

(2,000-2,000 * 0.02)

12 июня Счета к Оплате 392

Возврат и Уценка Купленных Товаров 392

(Purchases Returns and Allowances) (400-400 * 0.02)

Оплата за произведенные закупки в конце кредитного периода отражается на счетах следующим образом:

12 июля Счета к Оплате 1,568

Упущенные Скидки с Закупок 32

(Purchases Discounts Lost)

Денежные Средства 1,600

Если оплата производится в течение первых десяти дней, со­ответствующая запись будет такая:

22 июня Счета к Оплате 1,568

Денежные Средства 1,568

Однако, если компания производит оплату после дисконтно­го периода, руководство имеет информацию о неиспользованных скидках на счете Упущенные Скидки с Закупок. Сумма по этому счету включается в операционные расходы в отчете о прибылях и убытках.

Метод учета по чистой цене представляется более полезным подходом при регистрации закупок, так как: 1) он обеспечивает корректное отражение стоимости активов и соответствующих обя­зательств, и 2) позволяет оценить неэффективность использования предоставленного поставщиком кредита на оплату приобретаемых товаров. Поэтому большинство менеджеров предпочитают этот ме­тод методу учета по полным ценам. Тем не менее на практике широко используется и метод по полным ценам, хотя и менее логичный, но более простой. Для иллюстрации различий этих двух методов приведем следующий пример:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: