double arrow

Выручка от реализации

2

Основные элементы отчета о прибылях и убытках торговой компании

Выручка от реализации Revenues from Sales

минус minus

Себестоимость реализованной продукции Cost of Goods Sold

равно equals

Валовая прибыль Gross Margin from sales

минус minus

Операционные расходы Operating Expenses

равно equals

Чистая прибыль Net Income

Остановимся подробнее на порядке формирования и пробле­мах учета основных показателей, определяющих прибыль торгового предприятия.

В соответствии с методологией учета по методу начислений (Accrual Accounting) доходы от продаж признаются (считаются заработанными) в тот отчетный период, когда право собственности на товары перешло от продавца к покупателю. Следовательно, валовая выручка от реализации (Gross Sales) складывается из общей суммы продаж товаров как оплаченных, так и отпущенных в кредит в данном отчетном периоде. При использования кассового метода (cash basis) валовая выручка представляет собой деньги или другое возмещение, поступившие за проданный товар.

Для учета продажи товаров используется счет Продажи (Sales), на котором отражаются все продажи товаров, независи­мо от того, оплачены они или проданы в кредит. Записи на этом счете ведутся только по кредиту, в конце учетного периода он закрывается (по дебету в корреспонденции со счетом Итоговая Прибыль (Income Summary)).

Журнальная проводка для регистрации факта продажи записы­вается следующим образом:

а) С получением оплаты (наличными или через банк)

20 мая Денежные Средства (Cash) 1,000
Продажи (Sales) 1,000
б) В кредит  
20 мая Счета к Получению (Accounts Receivable) 2,000
Продажи (Sales) 2,000

Торговые скидки / Скидки с прейскурантной цены
(Trade Discounts)

Эти скидки представляют собой скидки с цены каталога или прейскуранта, прайс-листа, которые обычно дают производители товаров или оптовые продавцы при изменении цен на товары, например, во время сезонных распродаж, при продаже постоян­ным клиентам, для стимулирования покупки большего количества товаров и т. п. Цены в каталогах и прайс-листах и соответствую­щие скидки с них используются только для удобства установления договорной цены, они не отражаются в бухгалтерских записях. И продавец, и покупатель отражают такую сделку по фактической цене продажи/покупки (по чистой цене, которая равна базовой це­не в каталоге или прайс-листе за минусом предоставленной скидки, и на которую выставляется счет-фактура).

Возврат и уценка проданных товаров
(Sales Returns and Allowances)

Каждый случай возврата и уценки товаров независимо от при­чины неудовлетворения покупателя регистрируется на специаль­ном счете Возврат и Уценка Проданных Товаров (Sales Returns and Allowances) следующей записью в журнале операций:

22 мая Возврат и Уценка Проданных Товаров 100

Счета к Получению (или Денежные Средства) 100

Этот счет является контр-доходным счетом (Contra — reve­nue account), контрарным счетом к счету Продажи. Он имеет нормальное дебетовое сальдо, в отчете о прибылях и убытках (In­come Statement, в большинстве Европейских стран Profit and Loss Account) сальдо по этому счету вычитается из валовой прибыли от реализации. Если отражать возврат и уценку сразу по дебе­ту счета Продажи, то руководство предприятия не будет иметь информацию об уровне неудовлетворения покупателей. Хорошая система учета помогает управляющим получать данные о причинах возврата и уценки проданных товаров.

Приведенная бухгалтерская запись производится в текущем учетном периоде, если возврат и уценка товаров произошли в тече­ние периода, когда этот товар был продан, и если суммы возврата и уценки не являются существенными, и данные операции проис­ходят постоянно из года в год.

Но если компания завершает специальный заказ на продажу товаров на крупную сумму в конце учетного периода, а возврат и уценка этих товаров может происходить в следующем учетном периоде, то, чтобы избежать искажения чистой прибыли в этом пе­риоде, необходимо скорректировать выручку от реализации на сум­му возврата и уценки и начислить поправку на покрытие возврата и уценки товаров (Allowance for Sales Returns and Allowances). Эту корректирующую запись необходимо сделать еще и для того, чтобы в балансе (Balance Sheet) показать реальную величину дебиторской задолженности, которая должна быть оценена и показана в финан­совой отчетности по чистой стоимости реализации (Net realizable value), т.е. в сумме, которая реально может быть получена в ре­зультате ее погашения.

Например, если из опыта прошлых лет известно, что прибли­зительно 5 % от суммы дебиторской задолженности за проданные в кредит товары составляют возврат и скидки в цене, и сумма деби­торской задолженности в текущем периоде равна 1 млн долларов, то поправка на покрытие возврата и уценки товаров начисляется следующей проводкой:

31 дек. Возврат и Уценка Проданных Товаров 50,000

(Sales Returns and Allowances)

Поправка на Покрытие Возврата и Уценки 50,000

(Allowance for Returns and Allowances)

Сумма по счету Возврат и Уценка Проданных Товаров вы­читается из валовой выручки от реализации в отчете о прибылях и убытках, а сумма по счету Поправка на Покрытие Возврата и Уценки Товаров уменьшает величину итоговой дебиторской за­долженности, показываемой в балансе.

Скидки с продажи за досрочную оплату (Sales Discounts)

При продаже товаров в кредит всегда оговариваются условия торговой сделки, сумма платежа и сроки оплаты. Эти условия обычно напечатаны в счете-фактуре (Sales invoice) и составляют часть договора купли-продажи. Условия продажи могут значитель­но различаться в разных отраслях. В некоторых отраслях сроки оплаты не превышают 10 или 30 дней. В таких случаях на счете-фактуре указывается «н/10» (n/10) или «н/30» (n/30), что означа­ет, что указанная в счете-фактуре сумма должна быть выплачена в течение 10 или 30 дней соответственно после даты выставления счета. Если счет должен быть оплачен в течение 10 дней после окончания месяца, на нем делается пометка «н/10пкм» (n/10eom).

Скидки с продаж за досрочную оплату обычно предлагаются для стимулирования покупателя оплатить счет до окончания срока кредитования. Такая практика повышает финансовую устойчивость предприятия, увеличиваются денежные средства и уменьшается дебиторская задолженность. И для покупателя это также выгодно, так как по сути дела отказ от скидок означает для него займ денег под проценты.

При предоставлении таких скидок указываются условия в счете «2/10, н/30» или «2/10, н/60». Условия «2/10, н/30» (2/10, n/30) означают, что покупатель должен оплатить всю сумму не позднее 30 дней с момента выставления счета, а если счет будет оплачен в течение 10 дней с момента выставления счета, то покупатель получает 2 %-ю скидку.

Поскольку в момент продажи не всегда известно, будут ис­пользованы скидки или нет, они учитываются только после оплаты счетов на специальном счете Скидки с Продаж (Sales Discounts). Предположим, мы продаем товары 20 мая на сумму 1,000 долларов на условиях 2/10, н/30, факт продажи зарегистрировали проводкой:

20 мая Счета к Получению 1,000

Продажи 1,000

Покупатель может воспользоваться скидкой в любой день по 30 мая включительно. При оплате счета 30 мая должна быть сделана следующая запись в главном журнале:

30 мая Денежные Средства 980

Скидки с Продаж 20

(Sales Discounts)

Счета к Получению 1,000


Если счет оплачивается после дисконтного периода, например, 5 июня, должна быть сделана следующая запись:

5 июня Денежные Средства 1,000

Счета к Получению 1,000

К концу учетного периода на счете Скидки с Продаж накопятс все скидки, имевшие место в течение периода. Этот счет, ка и счет Возврат и Уценка Проданных Товаров, является контрарны счетом к счету Продажи, он имеет нормальное дебетовое сальд( и его сальдо вычитается из валовой выручки от реализации в отчете о прибылях и убытках.

Приведем пример части отчета о прибылях и убытках торгово компании, касающуюся расчета чистой выручки от реализации.

2

Сейчас читают про: