Лекция 3. Девид МакГрегор в конце 50-х годов разработал теории «Х» и «У», которые характеризуют стили управления

4.

3.

2.

Теория «Х» и «У» Девида МакГрегора.

Девид МакГрегор в конце 50-х годов разработал теории «Х» и «У», которые характеризуют стили управления. МакГрегор вывил две концепции человеческого поведения.

Понятие Теория «Х» Теория «У»
1. Стиль руководства Авторитарный Демократический
2.Представление о человеке Люди по своей природе не хотят работать и при первом удобном случае стремятся избежать работы. У исполнителей отсутствует или неразвито честолюбие и они стремятся избегать ответственности, желают чтобы ими руководили. Больше всего люди стремятся к чувству защищенности. Чтобы заставить персонал работать, необходимо пользоваться принуждением, контроль и угрозу наказания. Труд – естественный процесс. При благоприятных условиях человек стремится к все большей ответственности. Если человек разделяет организационные цели, то он активно использует самоуправление и самоконтроль. У людей развиты потребности высших уровней. Способность к творческому решению проблемы у людей встречается достаточно часто, поэтому потенциальные возможности и интеллект опосредованного исполнителя, как правило используются не полностью.
3. Практика управления а)планирование б)Организация деятельности в)мотивация г) контроль д) общение е) принятие решений -Централизованное распределение обязанностей, одноличное определение целей, стратегии и тактики. -Четкое структурирование заданий, полномочия не делегируются -Апелляция к потребностям низших уровней -Тотальный, всеобъемлющий -Жесткая регламентация поведения -Отрицание права свободного принятия решений подчиненными -Поощрение определения целей подчиненными в соответствии с целями организации. -Высокая степень децентрализации полномочий -Ориентация на потребности высших уровней. -Самоконтроль подчиненных в процессе работы и контроль руководителя по ее завершению. -Руководитель действует как связное звено в информационном обмене -Активное участие подчиненных в процессе разработки и принятия решений.
4.Использо-вание власти и влияния Психологическое давление, угроза наказания, власть, основанная на принуждении Убеждение и участие, власть, основанная на позитивном влиянии.

Теория «Х» выражает традиционный подход к функциям управления, что заключается в использовании человеческого труда по назначению с требованиями организации. Теория основана на убеждении, что без активного вмешательства руководителя работники остаются пассивными, поэтому их необходимо переубеждать, поощрять или наказывать и следить за их деятельностью. Такие идеи стали причиной бурного развития организаций бюрократического, традиционно авторитарного типа, которые уделяли много внимания принуждению и контролю.

Теория «У» - это ответ, критическая реакция на теорию «Х», которая, по мнению МакГрегора, в современных условиях хозяйствования неспособна обеспечить эффективные результаты. Теория «У» в некоторой степени идеализирует субординацию, представляя ее как партнерство руководителя и подчиненных.

Ренсис Лайкерт и группа его последователей предложили классифицировать стили руководства путем сравнения автократического и демократического континуумов.


Рис. Континуум стилей лидерства Лайкерта

Руководитель, сосредоточенный на работе, прежде всего, беспокоится о проектировании заданий и создании мотивационной системы вознаграждений для стимулирования продуктивности труда.

В противовес ему, руководитель, сосредоточенный на человеке, концентрирует внимание на усовершенствовании человеческих отношений, создании благоприятного микроклимата, поощряет взаимопомощь, предоставляет подчиненным максимальную свободу и активно привлекает их к участию в принятии управленческих решений, ориентируясь на высокий уровень производительности труда.

Лайкерт пришел к выводу, что любой руководитель обязательно тяготеет к одной из крайностей. Оба качества в значительной мере одновременно не продемонстрировал не один из руководителей, которые исследовались.

Лайкерт предложил четыре базовых системы стилей управления.

Система 1 Система 2 Система 3 Система 4
Эксплуатационно-авторитарная Благосклонно-авторитарная Консультативно-демократическая Основанная на участии

Система1. Руководитель с диктаторскими склонностями. Жесткая эксплуатация подчиненных.

Система 2. Сочетаются толерантные черты с инициативой подчиненных. Мотивация достигается не только принудительно, но и через вознаграждения.

Система 3. Руководители этой системы – консультанты, демонстрируют значительное, хотя и не полное доверие к подчиненным. Наблюдается двухстороннее общение и определенная степень доверия обоих сторон. Важные решения принимаются руководителем, а конкретизируются подчиненными.

Система 4. Предусматривает групповые решения, проекты которых выдвигаются инициативными подчиненными и после конструктивного обсуждения визируются руководителем. По мнению Лайкерта, именно эта система является наиболее действенной. Общение нетрадиционное, отношения дружественные, атмосфера доверия, превалирует ориентация на человека.


Американский исследователь Роберт Блейк и его помощница-ассистент Джейн Моутон, наблюдая за деятельностью менеджеров разных уровней, убедились, что их деятельность происходит в «силовом поле» между вектором «производство» (нацеленность на производство товаров) и вектором «человеческий фактор» (нацеленность на гуманное отношение к персоналу)

Блейк и Моутон разделили «силовое поле» на девять градаций по каждому вектору и получили соответствующую решетку.


1:9 Де мок рат   Орга низа тор 9:9
                 
                 
        5:5        
                 
                 
                 
                 
1:1 Пес сим ист   Дик та тор 9:1


Рис. «Решетка менеджмента»

Х – внимание на производство

У – внимание на персонал

Код 9:1 определяет стиль управления, который бех остатка ориентирован на производство. Это жесткий тип администратора, который минимум внимания уделяет персоналу и воспринимает его лишь как исполнителей собственных распоряжений. Его девиз «Результат – это все». Подчиненные пытаются выйти из давления диктатора, а он отвечает тотальным контролем деятельности. Менеджер 9:1 – неудовлетворительный руководитель

Код 1:9 прямо противоположный предыдущему типу менеджера. Продуктивность труда его не особенно заботит. Его девиз «Постоянно оставайся самим собой» Преимущество отдает демократическому стилю руководства.

Код 5:5 – ориентирован на создание команды. Зато его стремление «поймать двух зайцев одновременно» часто приводит к средним результатам.

Код 1:1 – яркий пример неудовлетворительно руководства. Либерализм, минимум усилий, бесхарактерность или некомпетентность администрации приводят к анархии в коллективе.

Код 9:9 – это идеальный и, как правило, недостижимый на практике стиль руководства, который позволяет достичь блестящих результатов. Выполнение работы обеспечивается совместными усилиями всего коллектива, развитая система поощрений, высокая продуктивность труда.


1.

Неспособность первых исследователей по вопросам руководства найти постоянную зависимость между стилем руководства, удовлетворением потребностей и продуктивностью труда засвидетельствовала, что во всех случаях действуют один или несколько дополнительных факторов влияния. Для поиска этих факторов ученые начали обращать внимание не только на руководителя и подчиненного, а также и на ситуацию в целом.




double arrow
Сейчас читают про: