4.
3.
2.
1.
Лекция 2. Методы и особенности управления группами в организации.
Лекция 1. Сущность и причины возникновения групп в организации.
Тема № 14. Управление группами в организации
1. Понятие группы в организации.
2. Причины возникновение группы.
3. Классификация групп в организации.
1. Управление формальными группами.
2. Управление неформальными группами.
Основная литература: № 10, 21.
Дополнительная литература: №18.
Понятие группы. Причины возникновения группы.
Группа – это два или более человека, которые взаимодействуют один с другим так, что каждый человек влияет на других и одновременно находится под влиянием других людей.
Группа – это определенная совокупность работников (из администрации, или такая, которая не принадлежит к управленческому персоналу), которая придерживается определенных норм и стремится удовлетворять свои потребности достижением групповой цели.
В приведенных определениях необходимо обратить внимание на характерные признаки любых групп: наличие общей цели, взаимное влияние членов группы один на другого и на поведение группы в целом, наличие определенных норм поведения.
|
|
Причины возникновения групп:
1. Экономические причины: в группе можно получить более высокий экономический результат, большую выгоду.
2. Физические (естественные): по роду занятий, спецификой работы.
3. Социально-психологические: потребность в безопасности, потребность в принадлежности, потребность в уважении и самовыражении
Традиционно выделяют два класса групп:
1. Формальные группы – это такие группы, которые создаются по приказу руководства для выполнения конкретных производственных или управленческих функций. В основе формирования таких групп лежит разделение труда по вертикали (уровни менеджмента) и по горизонтали (подразделения отделы, службы на управленческом уровне)
2. Неформальные группы – это такие группы, создание и функционирование которых не предусматривалось. Они возникают спонтанно
Рис. Механизм создания формальных и неформальных групп.
Основные отличия формальных и неформальных групп.
Классификационный признак | Характеристики | |
Формальные группы | Неформальные группы | |
1. Цель | Эффективность, прибыльность | Удовлетворение социальных потребностей и потребностей в безопасности |
2. Создание | Планируется организацией | Создается спонтанно |
3. Коммуни-кации | Формальные каналы | Формальные и неформальные каналы |
4. Лидер | Назначается организацией | Выходец их группы |
5. Межлич-ностные отношения | Устанавливаются на основе производственных заданий | Развиваются спонтанно |
6. Влияние на членов группы | Денежные вознаграждения, власть | Персональное влияние |
7. Контроль | Опирается на наказания, денежные вознаграждения | Действуют гражданские санкции |
Формальные группы – это объединения в рамках организации, которые создаются по приказу руководства для выполнения конкретных производственных или управленческих функций. Под формальной организацией понимают модель поведения и отношений, которая предусмотрена заранее и на законных основаниях планируется для членов организации. Начинает свое существование тогда, когда появляется согласованная и общепризнанная процедура «узаконения» плана деятельности организации.
|
|
Руководство создает группу в связи с производственной необходимостью, когда осуществляется разделение труда.
В организациях существует три типа формальных групп:
1. Группы руководителя (командные группы).
2. Производственные (рабочие группы)
3. Комитеты.
1. – состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые в свою очередь, также могут быть руководителями (президент и вице-президент).
2. – состоят из лиц, которые вместе работают над одним заданием (производственная бригада)
3. – это особенные группы, которые наделены полномочиями для выполнения определенного задания или комплекса заданий (советы, комиссии, целевые группы и др.). Комитеты создаются чаще всего для решения конфликтных ситуаций, генерации идей, рекомендации определенного плана действий и т.д. В управленческой практике выделяют:
Специальный комитет – это временная группа, сформированная для достижения определенной цели или выявления определенной проблемы.
Постоянный комитет – это постоянно действующая группа внутри организации, которая имеет определенную цель (например совет директоров)
Примеры эффективного использования комитетов:
1. Проблема требует большого опыта в определенной отрасли
2. Предусмотренное решение может быть непопулярным, а использование комитета как органа группового принятия решения может ослабить недовольство персонала.
3. Необходимо координировать работу разных подразделений.
4. Нецелесообразность и нежелательность сосредоточения власти в одних руках.
5. Коллективное принятие решений может поднять дух организации, и комитет способен привлечь подчиненных к процессу принятия решений.
Частые ошибки создания комитетов:
1. Отсутствие четкого описания прав и обязанностей комитета
2. Неоптимальная численность комитета
3. Замедленное принятие и выполнение решений.
Эффективное управление формальными группами в организации имеет решающее значение, однако в большинстве ситуаций поведение и отношения членов организации выходят из рамок формального плана.
Под неформальной организацией понимают полную модель реального поведения – действительный образ деятельности членов организации – насколько это реальное поведение не совпадает с формальным планом.
Процесс создания и развития неформальных организаций, а также причины вступления людей в них, характеризуются определенными особенностями:
1. Сопротивление изменениям. Люди могут использовать неформальную организацию для обсуждения фактических и будущих изменений. Практика показывает, что в группах наблюдается тенденция сопротивления изменениям, т.к. они могут нести угрозу существованию группы.
2. Неформальные лидеры. Наиболее существенным сопротивлением неформального лидера является признание его группой.
Существуют определенные трудности в управлении неформальными группами, т.к.
- на начальных стадиях существования группы о ней существует как правило невысокое мнение руководителей.
- группы могут действовать непродуктивно
|
|
- принятые нормы поведения в группе могут отличаться от формальных, традиционных
- существование четко выраженной тенденции сопротивления изменениям.
Управленческая практика показывает, что в любом случае с неформальной группой необходимо считаться, а позитивные тенденции (высокий дух коллективизма, стремление к успеху) умело использовать на благо организации.
Наиболее известные рекомендации по успешному управлению неформальными группами:
1. Признать существование неформальной организации и осознать, что ее уничтожение приведет к негативным последствиям.
2. Знать мнение членов и лидеров неформальных групп.
3. Перед какими-либо действиями попробовать спрогнозировать возможную негативную реакцию неформальной группы.
4. Дать возможность лидерам или членам группы брать участие в принятии и реализации управленческих решений с целью ослабления сопротивления изменениям.
5. Оперативно доводить до ведома персонала объективную информацию о положении дел в организации с целью предупреждения распространения слухов.
Лекция 1. Сущность и природа организационного конфликта.
1. Понятие организационного конфликта.
2. Типы конфликтов: внутриличностный, межличностный, межгрупповой, между личностью и группой.
3. Источника возникновения конфликтов.
Лекция 2. Методы решения организационных конфликтов.
1. Структурные методы решения конфликтов.
2. Межличностные способы решения конфликтов.
3. Модели конфликтных ситуаций
Основная литература: № 10,13,21.
Дополнительная литература: № 1, 18.