5.
4.
3.
2.
Модель Фидлера сосредотачивает внимание на ситуации и выявляет три фактора, которые влияют на поведение руководителя:
1. Отношения между руководителем и членами коллектива. Предусматривает некоторую лояльность подчиненных, их доверие руководителю и привлекательность его личности (харизматический эффект)
2. Структура задания – обычность задания, четкость его формулирования и структуризации.
3. Должностные полномочия – объем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждения, уровень поддержки и т.д.
По мнению Фидлера, хотя каждой ситуации и должен отвечать свой стиль руководства, манера поведения того или иного руководителя остается постоянной. Фидлер исходит из допущения – если определить то, что человек неспособен приспособить стиль руководства к ситуации, то следует подбирать шаблонные ситуации к манере поведения того или иного руководителя. Это обеспечит соответствующий баланс между требованиями, которые продиктованы ситуацией и личными качествами руководителя.
Разработали ситуационную теорию лидерства, теорию «жизненного цикла», согласно которой стили руководства зависят от «зрелости руководителя» Зрелостью тут считается не возрастная категория, а способность нести ответственность за свое поведение, желание достичь цели, опыт и компетентность.
Стиль руководства
![]() ![]() Высокий уровень ориентированности на человеческие отношения и низкий – на задания
Стиль руководства - «участие подчиненных в принятии решений» (S 3)
| Высокий уровень ориентированности на задание и высокий на отношения Стиль руководства – убеждение (S2) |
![]() Стиль руководства – делегирование(S4)
Низкий уровень ориентированности на отношения и высокий на задания
| Стиль руководства – указания (S1) Высокий уровень ориентированности на задание и низкий – на отношения |
Стиль S 1. «Выдача указаний» - предназначен для подчиненных с низким уровнем зрелости (М1), которые или не стремятся, или не могут отвечать за конкретные задания и им необходим контроль, постоянная опека и инструкции.
Стиль S 2. Характерен для ситуации, когда подчиненные стремятся к ответственности, но владеют лишь удовлетворительным уровнем зрелости (М2). Руководитель дает конкретные советы и инструкции относительно того, как необходимо выполнять. В то же время он поддерживает желание и энтузиазм подчиненных брать на себя ответственность.
Стиль S 3. Характеризуется относительно высоким уровнем зрелости (М3). В такой ситуации подчиненные в состоянии, но не стремятся нести ответственность. Для руководителя наиболее соответствующим будет стиль, основанный на участии подчиненных в принятии решений, т.к. подчиненные прекрасно осведомлены как необходимо выполнять и не потребуют дополнительной информации.
Стиль S 4. Определяется высокой степенью зрелости (М4) – подчиненные могут нести и стремятся к ответственности. Такая ситуация при наличии зрелых исполнителей не требует от руководителя особенных усилий ни относительно заданий, ни относительно человеческих отношений. Данный стиль руководства получил название делегирование – разрешение подчиненным действовать по обстоятельствам и невмешательство в процесс принятия решений.
Свое название теория получила вследствие того, что эффективное лидерство предусматривает выполнение как минимум трех видов заданий:
А) пояснение подчиненным, как наилучшим образом достичь поставленных целей, разработать и внедрить методы их достижения.
Б) Координационная и направляющая деятельность, определение промежуточных целей для облегчения ситуации.
В) В зависимости от обстоятельств чередовать интенсивность и облегчение усилий подчиненных в процессе выполнения работы.
Эта модель не стремится определить наиболее эффективный стиль руководства в конкретных условиях, наоборот, основывается на убеждении, что объединение разнообразных стилей, максимальная гибкость в действиях и постоянная возможность выбора позволит достичь лучших результатов.
Р. Хаус утверждает, что руководитель-автократ достигнет хороших результатов там, где требуется выполнение нестандартных, новых или уникальных заданий.
Доброжелательное руководство оправдано в случаях, когда работа имеет монотонный характер.
Если коллектив владеет значительным потенциалом, состоит из инициативных работников, целесообразно применить стиль руководства, который ориентируется производственные достижения.
Высокому уровню компетентности, профессионализма персонала в соединении с небольшим опытом выполнения какой-то конкретной работы присуще руководство, ориентированное на участии подчиненных в принятии решений.
Модель принятия решений руководителем, которая была предложена Виктором Врумом и Филипом Йеттоном концентрирует внимание на процессе принятия решений.
Стили принятия решений по Вруму – Йеттону.
| А1. | Руководитель сам решает проблему или принимает решение, используя имеющуюся у него в данное время информацию. |
| А2. | Руководитель получает необходимую информацию от своих подчиненных. А потом самостоятельно принимает решение. Роль подчиненных – предоставление информации, а не поиск и оценка альтернативных решений. |
| А3. | Руководитель индивидуально обсуждает проблему лишь с теми подчиненными, которых она непосредственно касается, индивидуально выслушивает их идеи и предложения. Конечное решение принимается на собственное усмотрение, или учитывая мнение подчиненных, или же игнорируя их. |
| А4. | Проблема доводится до ведома персонала, коллектив совместно выслушивает все идеи и предложения, а решения принимается руководителем. |
| А5. | Проблема обговаривается всей группой, вместе выслушиваются предложения и собрание стремится достичь консенсуса. Роль руководителя – возглавление собрании. Он не стремится повлиять на группу, а принимает решения, которое получило большинство голосов присутствующих. |
Данная модель также подчеркивает отсутствие универсального метода влияния на подчиненных. Оптимальность стиля зависит от факторов ситуации. Авторы этой теории разработали критерии оценки ситуации «подчиненный - руководитель».
| Значение качества решения | |
| Наличие у руководителя опыта или достаточной информации для принятия качественного решения | |
| Степень структурированности проблемы | |
| Значение согласия подчиненных с целями организации | |
| Определенная на основании предыдущего опыта вероятность, что авторитарное решение руководителя не встретит сопротивления подчиненных | |
| Связь между мотивацией и достижением цели | |
| Степень вероятности конфликта между подчиненными при выборе альтернативы |


Высокий уровень ориентированности на человеческие отношения и низкий – на задания
Стиль руководства - «участие подчиненных в принятии решений» (S 3)

Стиль руководства – делегирование(S4)
Низкий уровень ориентированности на отношения и высокий на задания






