Критерии проблемы Врума - Йеттона

5.

4.

3.

2.

Модель Фидлера сосредотачивает внимание на ситуации и выявляет три фактора, которые влияют на поведение руководителя:

1. Отношения между руководителем и членами коллектива. Предусматривает некоторую лояльность подчиненных, их доверие руководителю и привлекательность его личности (харизматический эффект)

2. Структура задания – обычность задания, четкость его формулирования и структуризации.

3. Должностные полномочия – объем законной власти, связанной с должностью руководителя, которая позволяет ему использовать вознаграждения, уровень поддержки и т.д.

По мнению Фидлера, хотя каждой ситуации и должен отвечать свой стиль руководства, манера поведения того или иного руководителя остается постоянной. Фидлер исходит из допущения – если определить то, что человек неспособен приспособить стиль руководства к ситуации, то следует подбирать шаблонные ситуации к манере поведения того или иного руководителя. Это обеспечит соответствующий баланс между требованиями, которые продиктованы ситуацией и личными качествами руководителя.

Разработали ситуационную теорию лидерства, теорию «жизненного цикла», согласно которой стили руководства зависят от «зрелости руководителя» Зрелостью тут считается не возрастная категория, а способность нести ответственность за свое поведение, желание достичь цели, опыт и компетентность.

Стиль руководства

Высокий уровень ориентированности на человеческие отношения и низкий – на задания Стиль руководства - «участие подчиненных в принятии решений» (S 3) Высокий уровень ориентированности на задание и высокий на отношения Стиль руководства – убеждение (S2)
Стиль руководства – делегирование(S4) Низкий уровень ориентированности на отношения и высокий на задания Стиль руководства – указания (S1) Высокий уровень ориентированности на задание и низкий – на отношения

Стиль S 1. «Выдача указаний» - предназначен для подчиненных с низким уровнем зрелости (М1), которые или не стремятся, или не могут отвечать за конкретные задания и им необходим контроль, постоянная опека и инструкции.

Стиль S 2. Характерен для ситуации, когда подчиненные стремятся к ответственности, но владеют лишь удовлетворительным уровнем зрелости (М2). Руководитель дает конкретные советы и инструкции относительно того, как необходимо выполнять. В то же время он поддерживает желание и энтузиазм подчиненных брать на себя ответственность.

Стиль S 3. Характеризуется относительно высоким уровнем зрелости (М3). В такой ситуации подчиненные в состоянии, но не стремятся нести ответственность. Для руководителя наиболее соответствующим будет стиль, основанный на участии подчиненных в принятии решений, т.к. подчиненные прекрасно осведомлены как необходимо выполнять и не потребуют дополнительной информации.

Стиль S 4. Определяется высокой степенью зрелости (М4) – подчиненные могут нести и стремятся к ответственности. Такая ситуация при наличии зрелых исполнителей не требует от руководителя особенных усилий ни относительно заданий, ни относительно человеческих отношений. Данный стиль руководства получил название делегирование – разрешение подчиненным действовать по обстоятельствам и невмешательство в процесс принятия решений.

Свое название теория получила вследствие того, что эффективное лидерство предусматривает выполнение как минимум трех видов заданий:

А) пояснение подчиненным, как наилучшим образом достичь поставленных целей, разработать и внедрить методы их достижения.

Б) Координационная и направляющая деятельность, определение промежуточных целей для облегчения ситуации.

В) В зависимости от обстоятельств чередовать интенсивность и облегчение усилий подчиненных в процессе выполнения работы.

Эта модель не стремится определить наиболее эффективный стиль руководства в конкретных условиях, наоборот, основывается на убеждении, что объединение разнообразных стилей, максимальная гибкость в действиях и постоянная возможность выбора позволит достичь лучших результатов.

Р. Хаус утверждает, что руководитель-автократ достигнет хороших результатов там, где требуется выполнение нестандартных, новых или уникальных заданий.

Доброжелательное руководство оправдано в случаях, когда работа имеет монотонный характер.

Если коллектив владеет значительным потенциалом, состоит из инициативных работников, целесообразно применить стиль руководства, который ориентируется производственные достижения.

Высокому уровню компетентности, профессионализма персонала в соединении с небольшим опытом выполнения какой-то конкретной работы присуще руководство, ориентированное на участии подчиненных в принятии решений.

Модель принятия решений руководителем, которая была предложена Виктором Врумом и Филипом Йеттоном концентрирует внимание на процессе принятия решений.


Стили принятия решений по Вруму – Йеттону.

А1. Руководитель сам решает проблему или принимает решение, используя имеющуюся у него в данное время информацию.
А2. Руководитель получает необходимую информацию от своих подчиненных. А потом самостоятельно принимает решение. Роль подчиненных – предоставление информации, а не поиск и оценка альтернативных решений.
А3. Руководитель индивидуально обсуждает проблему лишь с теми подчиненными, которых она непосредственно касается, индивидуально выслушивает их идеи и предложения. Конечное решение принимается на собственное усмотрение, или учитывая мнение подчиненных, или же игнорируя их.
А4. Проблема доводится до ведома персонала, коллектив совместно выслушивает все идеи и предложения, а решения принимается руководителем.
А5. Проблема обговаривается всей группой, вместе выслушиваются предложения и собрание стремится достичь консенсуса. Роль руководителя – возглавление собрании. Он не стремится повлиять на группу, а принимает решения, которое получило большинство голосов присутствующих.

Данная модель также подчеркивает отсутствие универсального метода влияния на подчиненных. Оптимальность стиля зависит от факторов ситуации. Авторы этой теории разработали критерии оценки ситуации «подчиненный - руководитель».

  Значение качества решения
  Наличие у руководителя опыта или достаточной информации для принятия качественного решения
  Степень структурированности проблемы
  Значение согласия подчиненных с целями организации
  Определенная на основании предыдущего опыта вероятность, что авторитарное решение руководителя не встретит сопротивления подчиненных
  Связь между мотивацией и достижением цели
  Степень вероятности конфликта между подчиненными при выборе альтернативы




double arrow
Сейчас читают про: