Тезисы лекции 6

Сообщение темы.

Организационная часть занятия.

Структура занятия

Занятие 6. Лекция 3.

Раздел 2. Классификация бумаги, картона.

Вопросы для закрепления изученного материала

Дополнение 1

Подведение итогов

Обобщение материала (вопросы для закрепления материала – дополнение 1)

Преподаватель__________________________

1. особенности акварельных красок;

2. работа гуашевыми красками;

3. виды темперных красок;

4. преимущество акриловых красок.

Тема 3. Классификация бумаги. Виды бумаги – для графики, декоративная, для печати и т. д.

Цель: знакомство с видами бумаги и картона.

Литература: «Советы мастеров. Живопись и графика», А.С.Зайцев, Лен., Художник РСФСР, 1979

«Материалы и техники рисунка», учебное пособие, В.А.Королев,М., Изобразительное искусство, 1987

«Техника живописи», Г.Б.Никодеми, инструменты, материалы, методы, М., ЭКСМО, 2002

Вид занятия: лекция.

Метод: объяснение.

Проверка присутствия студентов на занятиях.

Классификация бумаги и картона.

3. Мотивация учебной деятельности:

Студенты должны знать: классификацию бумаги и картона.

4. План занятия:

  • классификация бумаги для графики;
  • особенности акварельной бумаги;
  • особенности бумаги для пастели;
  • коллекционные бумаги;
  • картон.

Бумага представляет собой тонкий листовой материал, основа которого - переплетенные и скрепленные растительные волокна.

Впервые бумагу стали производить в Китае в 1-2 вв. Выделенные из шелковицы, ивы, пеньковых очесов растительные волокна подвергались механическому измельчению в водной среде, после чего водно-волокнистая взвесь процеживалась при потряхивании через тонкие шелковые или волосяные сита. При удалении воды волокна сближались и, равномерно переплетаясь, образовывали лист. Дальнейшая обработка заключалась в прессовании, высушивании и разглаживании полученных листов.

В настоящее время бумажное производство превратилось в высокомеханизированное и в значительной степени автоматизированное производство, обеспечивающее выпуск разнообразных сортов бумаги. Это в первую очередь объясняется разнообразием используемого для ее производства сырья и совершенствованием техники, перечень же выполняемых при этом операций практически не изменился. Бумага имеет ряд преимуществ перед материалами, применяемыми в качестве основания для художественно-оформительских работ:

тонкая, легкая, очень гибкая, она вместе с тем обладает достаточной прочностью;

имеет ровную и гладкую белую, цветную или фактурную поверхность, хорошо воспринимающую краску и удерживающую ее;

легко поддается различным видам обработки; хорошо сочетается в работе с другими видами материалов.

На качество выполняемых работ влияют характер и структура поверхности бумаги, прочностные механические свойства, отношение ее к влаге, восприятие краски, оптические свойства. Структура бумаги зависит от ее толщины: чем толще бумага, тем больше ее прочность и меньше прозрачность. Характерной особенностью структуры бумаги является ее пористость (60 % объема бумаги приходится на поры). Высокая пористость бумаги облегчает проникновение жидкости и газов в толщину бумажного листа, придает бумаге воздухопроницаемость, способность впитывать краски и т.п. Во многом характер и структура бумаги зависят от наполнителя, который придает ей определенные свойства, а также частично заменяет волокна более дешевым минеральным порошком. Наполнителями могут служить силикаты (каолин, тальк, асбестин); сульфаты (гипс, барит, бланфикс); карбонаты (мел, магнезия); оксиды (двуокись титана); сульфиды (цинковые белила). Мелкие частицы наполнителя, внедряясь в структуру бумаги, заполняют промежутки между волокнами, что ведет к уменьшению пористости.

Механические свойства бумаги. Бумага как при выполнении работ по художественному оформлению, так и в процессе их дальнейшей эксплуатации испытывает различные механические воздействия. При выполнении различных декоративно-художественных элементов из бумаги большое значение имеет ее прочность, обеспечивающая долговечность выполняемых работ. Прочность также необходима для того, чтобы бумага могла без разрушения пройти все подготовительные операции (увлажнение, обтягивание планшетов, проклейку, грунтовку, шлифовку и т.п.).

Кроме того, при работе с бумагой большую роль играют ее деформационные свойства, так как важнейшие технологические процессы художественно-оформительских работ сопровождаются деформированием бумаги (обтягивание планшетов, художественное конструирование и т.п.). Деформационные свойства характеризуются упругостью, эластичностью, пластичностью. Восприятие краски бумагой. Закрепление краски на бумаге зависит от того, насколько хорошо жидкая фаза красочного состава - связующее - смачивает ее поверхность. Смачивание и прилипание жидкости к поверхности твердого тела объясняется силами молекулярного взаимодействия - притяжения между частицами жидкости и поверхностью твердого тела. Однако закрепление краски зависит не только от смачивания, но и от проникновения ее в поры бумаги в результате впитывания, что отрицательно влияет на прочность красочного слоя. Поэтому поверхность бумаги подвергают предварительной обработке (проклейке, грунтовке).

Отношение бумаги к влаге. Будучи капиллярно-пористым телом, бумага механически удерживает в порах влагу при ее непосредственном контакте с водой. При увлажнении изменяются размеры листа: он увеличивается в результате набухания волокна. Практически деформация бумажного листа при увлажнении может дойти до 0,5%. После высыхания бумаги размеры ее восстанавливаются - это свойство бумаги используется в оформительской работе при обтягивании планшетов или для ровной оклейки поверхностей (бумагу увлажняют, выполняют необходимые операции и дают ей высохнуть, после чего она натягивается и приобретает ровную поверхность).

Оптические свойства бумаги. К оптическим свойствам бумаги относятся белизна, блеск, прозрачность, светопроницаемость, цвет.

Имея шероховатую поверхность, бумага отражает лучи рассеянно, равномерно во всех направлениях, хотя некоторая их часть отражается и по зеркальному типу (появление бликов при рассматривании бумаги под определенным углом). Белизна - это свойство бумаги рассеянно отражать свет равномерно по всей видимой части спектра.

Так как в действительности тела никогда полностью не отражают падающий свел (абсолютно белых тел в природе нет), то степень белизны определяется величиной коэффициента отражения, т.е. отношением количества отраженного от бумаги света к количеству падающего света. Практически для сравнения белизны пользуются эталонами сравнения, приготовленными из материалов, обладающих высокой, а главное постоянной белизной (например, окись магния).

Белизна бумаги зависит от белизны исходного сырья, его отбелки, от вводимых наполнителей. Блеск появляется в результате частично зеркального отражения света от поверхности бумаги. Возникающие при этом блики создают известный оптический эффект, что используется в художественном оформлении для декоративных целей.

Необходимая для блестящего отражения поверхность придается бумаге при обработке ее в суперкаландрах (лощение). Особенно эффективно лощение бумаги с поверхностным пигментным покрытием, в состав которого вводят парафин, воск, синтетические полимеры. В качестве эталона блеска применяют образец черного полированного стекла, цвет которого исключает рассеянное отражение, а полированная поверхность обеспечивает зеркальное отражение.

Прозрачность и светопроницаемость. При прохождении света через любую среду различают прозрачность, когда лучи света проходят, не изменяя направления (гладкое стекло), и светопроницаемость, когда свет при прохождении рассеивается (матовое стекло). Для большинства сортов бумаг с капиллярно-пористой структурой характерно рассеянное проникание света. Напротив, бумаги типа кальки должны бьп ь по возможности прозрачными, так как они предназначены для копирования. Светорассеивание и прозрачность - свойства, которые определили широкое применение бумаги в практике художественно-оформительских работ.

По назначению бумага бывает чертежная, рисовальная, декоративная, оберточная, специальная, писчая, впитывающая.

Чертежная бумага должна иметь ровную, чистую, но не лощеную, шероховатую поверхность. Проклейка обеспечивает высокую прочность поверхности и предотвращает распыливание туши и акварельных красок даже после подчистки резинкой.

Чертежная бумага высшего сорта изготовляется из тряпичной массы или хлопка способом ручного отлива, что обеспечивает однородность свойств в разных направлениях. Лучшим сортом чертежной бумаги ручного отлива является так называемый ватман. Листы ватмана имеют шероховатую поверхность, характерную неровную кромку, так как каждый лист этой бумаги отливается отдельно. Применяется ватман для выполнения высококачественных оформительских работ.

Наибольшее распространение в практике художественного оформления получила чертежная бумага машинного отлива - полуватман, изготавливаемая из смеси тряпичной массы и целлюлозы, хорошо проклеенная, плотная, имеющая с одной стороны шероховатую, а с другой - более гладкую поверхность. На шероховатой стороне выполняют художественные работы красочными составами (шероховатая структура лучше удерживает краски), а на гладкой - шрифтовые и графические работы.

Рисовальная бумага изготовляется в основном из 100% целлюлозы (обыкновенная), а также из смеси тряпичной массы и целлюлозы (высшая). Она как и чертежная должна быть сильно проклеена, чтобы при стирании резинкой не повреждалась поверхность. Рисовальная бумага выпускается промышленностью машинной гладкости, зернистой, тисненой, бархатистой.

Рисовальная бумага несколько тоньше чертежной, однако вполне пригодна для художественно-оформительских работ. На ней выполняются различные демонстрационные схемы разового пользования, стенгазеты, кроме того из нее изготавливают буквы для выполнения шрифтовых плакатов в технике аппликации и т.д.

На основе чертежной и рисовальной бумаги выпускается цветная и декоративная бумага, имитирующая текстуру разнообразных пород древесины или фактуру различных материалов. Применяют эти виды бумаги для декоративных целей, а также при выполнении имитаций. Выпускают их в основном машинного отлива, рулонную или в листах (форматную).

АКВАРЕЛЬНАЯ БУМАГА - характеризуется минимальной впитываемостью, прочностью при работе во влажном состоянии, которая достигается желатиновой проклейкой, незначительным короблением листа и достаточной толщиной, позволяющей писать акварелью без наклейки листа на планшет. Вес акварельного метра бумаги от 170 до 850 граммов. Некоторые сорта выпускаются с двумя или тремя вариантами поверхности: естественное грубое зерно, оставшееся от сукна при формировании листа, легкий рельеф зерна, сглаженного холодным прессованием или с ровной поверхностью при гладком горячем прессовании. Свойства бумаги после прессования остаются прежними, и художник, привыкший работать на определенной марке бумаги, может выбирать необходимый вариант шероховатости в зависимости от творческих замыслов. Кроме акварели, такая бумага рекомендуется для гуаши, темперы и рисунка. Проклеенная поверхность не ворсится при исправлениях карандаша резинкой.

ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К БУМАГЕ.

К бумаге для акварельной живописи предъявляются следующие основные требования:

1. Бумага, смоченная водой, не должна деформироваться после

высыхания.

2. При покрытии бумаги акварелью на ее поверхности после высыхания не должны выступать пятна.

3. Бумага после неоднократных промывок губкой, смоченной водой, не должна размягчаться и ворситься и должна сохранять свою первоначальную плотность.

4. Красочным слой должен легко удаляться — соскабливаться специальным ножом без нарушения поверхности бумаги.

5. Цвет бумаги должен быть белый и он не должен изменяться неограниченно долго.

6. Бумага должна слегка, только поверхностным слоем, впитывать акварельную краску.

7. Поверхность бумаги должна быть матовой четырех видов: мелкозернистой, среднезернистой, крупнозернистой или гладкой.

8. Бумага для рисования карандашом не должна лосниться, скатываться при стирании резинкой.

ПАСТЕЛЬНЫЕ БУМАГИ - это цветная разновидность рисовальных бумаг. Необходимость окрашивания бумаги вызвана тем, что пастельные карандаши содержат мел, который часто менее белый, чем поверхность основы. На белом листе такая пастель теряет свою прелесть, и только на тонизированных бумагах выявляется вся гамма пастельных оттенков. Разнообразие оттенков бумаги позволяет подобрать для конкретной работы подходящий оттенок, который будет близок колориту будущего произведения. Например, некоторым оттенкам даже присвоили имена знаменитых художников: зеленоватый - «Веронезе», светло-охристый - «Рафаэль», белый - «Микеланджело» и другие. Красивая фактура поверхности и благородные этой категории бумаг часто используются не только художниками, но и полиграфистами для изготовления роскошных печатных изданий. При этом неровно отлитые края не обрезаются, что придает особый «шарм», а водяной знак, например, «Капитолийская волчица» без всяких слов обогащает впечатление от такой книги. Для повышения абразивных свойств пастельной бумаги на некоторые сорта напыляют легкий порошок пемзы. Во время расцвета пастельной живописи как основу использовали замшу, хорошо удерживающую пастель без фиксатива. В настоящее время выпускают бумагу со специальным слоем, имитирующим натуральную замшу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: