КИСТЬ
Тезисы лекции 4.
Сообщение темы.
Организационная часть занятия.
Структура занятия
Тема 1. Использование кисти в графике.
Занятие 4. Лекция 1 (продолжение).
Вопросы для закрепления изученного материала
Дополнение 1
Подведение итогов
Обобщение материала (вопросы для закрепления материала – дополнение 1)
Преподаватель__________________________
1. Виды пастели, вспомогательные материалы;
2. Что такое бистр;
3. Что такое тушь, сепия, вспомогательные материалы к ним;
4. Фломастеры – как новый графический материал;
5. использование резинок для стирания.
Цель: знакомство с техниками работы кистью, её строение.
Литература: «Советы мастеров. Живопись и графика», Лен., Художник РСФСР, 1979
«Материалы и техники рисунка», М., Изобразительное искусство, 1987
Вид занятия: лекция.
Метод: объяснение.
Проверка присутствия студентов на занятиях.
Кисти и техники работы ими.
3. Мотивация учебной деятельности:
Студенты должны знать: строение кисти, использование ее в графике.
4. План занятия:
- Анатомия кисти;
- виды кистей;
Одна из разновидностей рисунка кистью, монохромная живопись в сером тоне, так называемая гризайль, часто встречается у старых мастеров, которые в период подготовительной работы над картиной создавали в этой технике вполне законченные произведения. Гризайль широко применялась раньше и применяется теперь в монументальной живописи. С давних пор большое распространение получил рисунок кистью на бумаге. Давая возможность широко прокладывать тоном большие массы и плоскости, эта техника позволяет в то же время выполнять рисунки, отличающиеся особой тонкостью исполнения.
Техника кисти применялась старыми мастерами как в эскизах, так и в законченных жанровых композициях, пейзажах, портретах, набросках и тщательно проработанных изображениях человеческой фигуры. Для работы кистью бумага выбирается с обезжиренной поверхностью и хорошим зерном, белая, а иногда тонированная каким-либо нейтральным цветом. Для длительной работы желательно иметь бумагу высокого качества — ватман или полуватгман. Старые мастера рисовали кистью чернилами, тушью, бистром и многими другими красителями, разводимыми водой с добавлением клея. Чернила, которыми тогда рисовали, в наше время вышли из употребления. Бистр в современной технике рисунка также почти не употребляется. Тем не менее бистр (темно-коричневого оттенка) как материал для рисования не утратил своего значения и по сей день. Приготовляется он из каминной копоти и клея. С давних пор как рисовальный материал применялась так называемая сепия — фаска животного происхождения, получаемая из морского моллюска (каракатицы), выпускающего в воду при опасности темную жидкость. Сепия имеет приятный бархатисто-коричневый цвет. В дальнейшем все рисунки, выполненные коричневой акварелью или какими-либо другими материалами, имеющими коричневый цвет, стали условно называться сепией. В настоящее время натуральной сепии нет в продаже, ее отчасти заменяет тушь коричневого цвета. Хороший материал для рисунка кистью — черная тушь, которая до появления в Европе китайской туши изготовлялась из ламповой или свечной копоти, растираемой на клеевой воде. В продаже имеется тушь в палочках и жидкая во флаконах
Вначале ознакомимся с устройством кисти, являющимся общим почти для всех типов. Кисти художественные состоят из трех основных частей:
ü волосяного пучка,
ü металлической обоймы (капсюля)
ü деревянной ручки.
Волосяной пучок, собственно рабочая часть кисти— это натуральные или синтетические волосы, собранные в пучок определенной формы и размера.
Обойма служит для придания формы, сохранности пучка и соединения его с ручкой. Обойма изготавливается из металла и других материалов. Цельнотянутые обоймы наиболее удобны в работе, внешне более привлекательны.
Ручку хорошего качества можно сделать лишь из твердой древесины лиственных пород деревьев (бук, береза...).







