Модели для принятия решений

ПРОЦЕСС ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ

В чем разница между «хорошим» и «плохим» решением? «Хо­рошее» решение использует аналитическое принятие решений, базируется на логике, рассматривает все возможные данные, воз­можные альтернативы и предполагает следующие шесть шагов.

1. Определение проблемы и факторов, которые влияют на нее. Это означает необходимость установить проблему четко и осо­знанно, что в большинстве случаев является наиболее важным и трудным шагом.

2. Установка критерия решения и целей. Менеджеры должны разработать специфические и измеряемые цели. Большинство фирм имеет более чем одну цель максимизации прибыли.

3. Формулировка моделей и связей между целями и переменны­ми. Разрабатывается формализованное представление ситуации – модель. Большинство моделей, представленных в этой книге, содержит одну и более переменных. Переменная – это измеряе­мое количество, которое может меняться или которое есть пред­мет изменения.

4. Определение и оценка альтернатив. Этот шаг означает гене­рацию наибольшего количества решений проблемы (обычно бы­строго). Диапазон или набор альтернатив – это то, что менеджеры хотят получить.

5. Выбор наилучшей альтернативы. Это решение, которое наи­лучшим образом удовлетворяет и наиболее соответствует установ­ленным целям.

6. Внедрение решения. Выполнение действий в соответствии с выбранной альтернативой – это иногда наиболее сложная фаза принятия решения, требующая привязки задач и расписания внедрения.

Следует отметить, что эти шаги не всегда идут друг за дру­гом без некоторых возвратов и циклов. Обычно приходится мо­дифицировать один или более шагов, прежде чем конечный результат будет внедрен. Принятия «хороших» решений в операци­онных проблемах требует выполнения всех шести вышеуказанных шагов.

Когда обращаются к решениям операционного менеджмента, то предполагают, что этот процесс тесно связан с использованием моделей и количественного анализа. Поскольку математические модели являются составной частью этого текста, здесь даются их обзор и пути использования. Следует знать, что существуют пре­имущества и недостатки моделирования. Авторы используют мо­дели, чтобы помочь представить реальность конкретной системы путем дублирования ее важных свойств, представлений и характе­ристик. Модели – это не панацея от всех бед, но большинство моделей – это упрощение реального мира. Упор в книге сделан не на само построение моделей, а на использование моделей, которое поможет операционным менеджерам принимать реше­ния, для чего им следует знать:

q когда модель соответствует реальной системе и каковы допу­щения и ограничения, ей соответствующие;

q какой цели модель может служить в отдельной проблеме;

q как использовать модель и получать результаты;

q как интерпретировать в терминах менеджмента результаты этой модели.

Преимущества и недостатки использования моделей. Мате­матические модели, которые представлены в этой книге, являются инструментами, широко принятыми менеджерами по следующим причинам.

1. Модели менее дороги и требуют меньше времени, чем экспериментирование с реальными системами.

2. Они разрешают операционным менеджерам задавать, на­пример, вопрос «Что будет, если...» («Что будет, если мои затраты на запасы увеличатся на 3 % в следующем году, – как изменится моя прибыль?»).

3. Они построены для решения проблем менеджмента и по­ощряют ввод данных во стороны менеджера.

4. Они способствуют содержательному систематическому под­ходу к анализу проблем.

5. Они требуют от менеджеров уточнять ограничения и цели по отношению к проблеме.

6. Они могут помочь сократить время, необходимое для при­нятия решений.

Основные ограничения при использовании моделей.

1. Модели могут быть дорогими и требующими длительного времени на разработку и тестирование.

2. Они часто не используются и неправильно понимаются по причине их математической сложности.

3. Они уменьшают роль и значение не поддающейся вычисле­нию информации.

4. Они часто имеют такие предпосылки, которые слишком упрощают переменные реального мира.

Категории математических моделей. Общая структура про­блемы, с которой мы сталкиваемся, количество доступной инфор­мации и вид данных, которые мы можем собрать, – все это помо­жет определить соответствие модели рассматриваемой проблеме.

Перечислим некоторые модели, упомянутые в тексте.

1. Алгебраические модели. Алгебра – это основной математи­ческий инструмент, который может быть использован для реше­ния общих операционных проблем, таких, как анализ критиче­ской точки и анализ затраты-прибыль.

2. Статистические модели. Поскольку многие решения вклю­чают неопределенность, очень важно использовать вероятностное распределение и статистическую теорию. Представлены три вида статистических моделей.

а) Прогнозирование – процесс создания проекций на буду­щее таких переменных, как продажи, затраты.

б ) Контроль качества – помогает измерять и регулировать сте­пень соответствия, до которой продукт или сервис отвечает спе­цифическим стандартам.

в) Теория решений – используется в деревьях решений и таб­лицах решений, чтобы помочь представить и решить проблемы при условии риска.

3. Модели линейного и математического программирования. Ли­нейное программирование широко используется в решениях о смешивании продуктов, анализе размещения, планировании про­изводства, распределении рабочей силы и других областях опера­ционного анализа. Более общий термин – математическое про­граммирование – также используется в этой книге.

4. Модели теории очередей. Анализ очередей помогает оценить системы сервиса путем определения таких факторов, как длина очереди, время ожидания и коэффициент использования.

5. Имитационные модели. Компьютерная имитация реальных систем – это ценный инструмент для анализа сложных систем сервиса, политики обслуживания оборудования и инвестицион­ного выбора.

6. Модель запасов. Модели учета запасов используются, чтобы помочь управлять активами фирмы путем выдачи рекомендаций по наилучшему количеству и времени заказа.

7. Сетевые модели. Средства, такие как PERT (оценка и сред­ства обзора), СРМ (метод критического пути), помогают менед­жерам составить график, контролировать и отслеживать большие проекты, такие как строительство корабля или торгового центра.

Теперь в нашем обсуждении моделирования перейдем к тео­рии принятия решений, наиболее широко распространенному и используемому инструменту принятия решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: