Глава З
МЕТОДЫ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В П/ОМ
ОБОБЩЕНИЕ
П/ОМ – главная функция, которая должна способствовать успеху на пути к конкурентоспособности организации. Организация реалистично определяет свои слабые и сильные стороны. Затем развивает эффективную миссию и стратегию, которая применима для этих сильных и слабых сторон и учитывает возможности и угрозы окружающей среды. Если это делается хорошо, организация может иметь конкурентное преимущество и высокий класс производства.
Итак, операционные менеджеры принимают решения. Чтобы выполнить цели, поставленные их организацией, менеджеры должны понимать, как принимаются решения и знать, какие важные методы принятия решений имеются в наличии. Успех или провал этих людей и компаний зависит от качества их решений. Менеджер, который настаивал на запуске Шаттла-Челленджер (взорвавшемся в 1986 г.), не поднялся наверх по ступеням власти внутри компании НАСА. Менеджер, который возглавлял команду, разработавшую модель «Мустанга», пользующуюся высочайшим спросом, стал президентом компании «Форд».
В этой главе, так же, как и в следующих двух главах, которые вместе составляют часть вторую, используется популярный термин «модель».
Модели лежат в основе научного подхода к принятию решений в П/ОМ. Модель есть представление реальности. Это может быть физическая модель, например, уменьшенная в масштабе модель предприятия или модель самолета для использования ее в аэродинамической трубе. Или более распространенная математическая модель. Простой математической моделью является формула из геометрии: площадь – длина х ширину. Но могут быть более сложные модели, представляющие, к примеру, операции в бизнесе. Такая бизнес-модель может иметь переменные для подсчета производственных затрат, транспортных затрат, затрат на складские запасы и затрат ведения данных, так же как и широкий набор других возможных входов и выходов.
Модель и средства научного менеджмента могут помочь менеджерам:
q получить глубокий взгляд на природу взаимоотношений в бизнесе;
q найти лучшие способы оценить значения величин в таких отношениях;
q увидеть способ уменьшения или хотя бы понимания неопределенности, которая окружает бизнес-планы и действия.
В этой книге представлен широкий диапазон моделей и методов, которые помогут операционным менеджерам принять лучшие решения. Данная глава сначала освещает аналитический процесс принятия решений, затем характеризует модели, с которыми приходится работать и, наконец, представит теорию решений, которая является одним из наиболее популярных инструментов для принятия решений на практике.