Лекция 3. Массовое сознание как объект деятельности
Ускорители
Магнитная линза
Электростатическая линза
Анализатор импульсов
1. Массовое сознание как тип общественного сознания.
2. Понятие и функции общественного мнения
3. Роли СМИ в формировании общественного мнения
Современное общество – информационное общество, общество социальной организации и становления гражданского общества.
В информационном обществе жизненные стандарты не навязываются, а распространяются и рекламируются с помощью информационных технологий. Эти технологии оказывают существенное влияние на состояние массового сознания и на функционирование общественного мнения.
Общественное сознание – одна из подсистем общества, являющаяся его совокупной характеристикой, оно пронизывает все общество целиком, при этом обладает относительной самостоятельностью, то есть имеет специфическую внутреннюю структуру и оказывает существенное влияние на общество в целом.
Общественное сознание – совокупность теорий, идей, взглядов, способов отношения людей к миру и самим себе, возникающее в процессе жизнедеятельности различных типов социальных общностей (классов, наций, общества в целом).
Соответственно, типология общественного сознания:
одна из возможных типологий общественного сознания – по субъекту - основное различие между массовым, специализированным и индивидуальным сознанием состоит в том, что в роли субъекта, носителя, в первом случае выступает масса, во втором - группа, в третьем - индивид.
Соответственно, сознание подразделяется на уровни, исходя из критерия “вплетенности” в практику:
- массовое (функционирующее в ней непосредственно) и
- специализированное (требующее для функционирования в практике опосредования массовым сознанием).
Феномен массового сознания связан с деятельностью особого рода социальной общности - массы.
Массовая общность – неорганизованная совокупность людей с минимальным уровнем групповой интеграции и организации. Массовая общность характеризуется аморфностью образования, неупорядоченностью, случайностью связей.
Типичные, характеризующиеся различными масштабами примеры масс:
участники широких политических или социокультурных движений современности (например, в защиту окружающей среды, протеста против атомной угрозы);
аудитории тех или иных средств и каналов массовой информации (например, читатели определенной газеты);
потребители социально «окрашенных» (престижных, модных и т.) товаров и услуг;
поклонники эстрадных «звезд»; «болельщики» одной и той же футбольной команды.
“эксгрупповая” масса - некая неуловимая и неулавливаемая теоретическими средствами, не совпадающая, по мнению Б.А. Грушина, ни с какой бы то ни было социальной группой, ни со всеми группами вместе, ни с массами, ни с народом, ни с обществом в целом, ни с населением вообще
К числу наиболее существенных особенностей всякой массы следует отнести:
1) статистический характер образующего ее множества индивидов (состоящее из дискретных единиц, это множество не представляет собой какого-либо самостоятельного, целостного образования, отличного от составляющих его элементов);
2) вероятностную природу данного множества, находящую выражение в том, что «вхождение» в него индивидов носит неупорядоченный, «случайный» характер, осуществляется по принципу «может быть, а может и не быть» (в результате такое множество всегда отличается размытыми, открытыми границами, неопределенным количественным и качественным составом);
3) ситуативный характер данного множества, связанный с тем, что оно образуется и существует исключительно на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможно вне ее (что делает такое множество относительно неустойчивым, временным образованием, меняющимся от случая к случаю);
4) откровенно внегрупповую (или межгрупповую) природу данного множества, проявляющуюся в том, что оно «разрушает» границы между всеми существующими в обществе социальными группами, отличается разнородным, «смешанным» социальным составом (включая в себя представителей различных классов и профессий, лиц с неодинаковым имущественным положением, образованием, уровнем культурного развития и т. д.);
5) неспособность данного множества выступать структурным элементом более широкого социального целого (общества в целом), описывать его сколько-нибудь строгим и исчерпывающим образом (в том числе в силу неизбежного «пересечения» подобных множеств друг с другом).
Массовое сознание – совокупность идей, представлений, иллюзий, отражающих те стороны социальной практики, которые подвержены явлению массовизации и доступны действию масс.
Массовое сознание характеризуется:
§ Разорванностью (отсутствием целостности)
§ Стереотипностью (ортодоксальностью)
§ Динамизмом
§ Пористостью (наличием внутри какой-либо сферы общественной жизни зон, не включенных в массовое сознание)
Изначально массовое сознание возникает в связи с процессом массовизации (порождение одинаковых или подобных устремлений, интересов, потребностей, склонностей.) различных сфер жизнедеятельности общества (экономики, производства, потребления и культуры). Круг сторон социальной практики, подверженных явлению массовизации в течение 20 века значительно расширился, и часть новых отраслей приобрели массовый характер.
Первым этапом механизма становления массового сознания является формирование унифицированных потребностей и интересов людей, что закрепляется в массовом сознании. Решающую роль на этом этапе играют средства массовой информации, которые тиражируют определенные стандарты. С их помощью указанные интересы, потребности, устремления широких слоев населения оформляются в виде серий одних и тех же образов действительности, способов познавательной деятельности и моделей поведения.
Вторым этапом формирования массового сознания – через унифицированные потребности происходит закрепление целого ряда стереотипов поведения, познания, мышления.
Структура массового сознания включает следующие элементы:
1. когнитивный потенциал (совокупность представлений масс о действительности), с этим компонентом связана проблема информированности масс: 1. насколько массы информированы на сегодняшний день; 2. какова должна быть мера информированности масс.
2. совокупность оценок, т.е. общественное мнение
3. совокупность ценностных ориентаций, установок, нормативов
4. совокупность эмоциональных переживаний (общественное настроение) – социально-психологическое явление, выраженное в определенном состоянии чувств, эмоций социального субъекта.
Общественное настроение может проявляться во всех сферах жизнедеятельности общества и варьируется от социального подъема до социальной апатии и депрессии.