Хозяйственной деятельности

КЛАССИФИКАЦИЯ АНАЛИЗА

В экономической литературе АХД классифицируется по различным признакам.

1. По отраслевому признаку:

- отраслевой (промышленности, сельского хозяйства, торговли);

- межотраслевой.

2. По признаку времени:

- перспективный (предварительный) – проводимый до осуществления хозяйственных операций; используется для обоснований управленческих решений;

- ретроспективный (последующий) – проводимый после осуществления хозяйственных операций; используется для контроля за выполнением планов, выявления неиспользованных резервов и оценки результатов деятельности; данный вид анализа является основой для перспективного анализа;

- итоговый анализ (проводится за отчётный период комплексно и всесторонне по отчётным данным);

- оперативный анализ (проводится сразу после осуществления операции для оперативного выявления недостатков и воздействия на хозяйственные процессы).

3. По субъектам анализа:

- внутренний;

- внешний.

4. По степени охвата изучаемых объектов:

- сплошной анализ (выводы делаются после изучения всех без исключения объектов);

- выборочный анализ (выводы делаются после изучения части объектов, что ускоряет аналитический процесс).

5. По содержанию программы:

- комплексный анализ (деятельность предприятия изучается всесторонне);

- тематический анализ (изучаются стороны, представляющие в данный момент наибольший интерес, например, использование материальных ресурсов).

6. По методике изучения объектов:

- сравнительный анализ (предусматривает сравнение отчётных расчётных, абсолютных показателей с показателями предыдущего периода, плана или показателями других предприятий);

- факторный анализ (используется для численной оценки влияния факторов на результирующий показатель);

- диагностический анализ, или экспресс анализ (способ диагностики состояния экономики предприятия на основе типичных признаков, характерных для определённых экономических явлений. Так если темпы роста валовой продукции опережают темпы роста товарной продукции, это говорит о росте остатков незавершённого производства. Если темпы роста товарной продукции выше темпов реализации продукции, это признак затоваривания);

- маржинальный анализ (направлен на оценку и обоснование управленческих решений по изменению объёма продаж, в связи с этим, изменением себестоимости и прибыли на основе деления затрат на постоянные и переменные); с его помощью определяют критические величины объёма продаж, цены, постоянных и переменных расходов, при достижении которых финансовый результат будет равен нулю; оптимальный уровень производства оказывается в точке пересечения кривых предельных издержек и предельного дохода;

- экономико-математический анализ (предусматривает выбор оптимального варианта решения экономической задачи с использованием математических моделей);

- стохастический анализ (используется для изучения вероятности зависимости между факторами, например, зависимость объёма продаж от затрат на рекламу)

- функционально-стоимостной анализ (направлен на предотвращение лишних затрат).

7. По объектам управления на основе результатов анализа:

- технико-экономический анализ (им занимаются технические службы предприятия для изучения взаимодействия технических и экономических процессов и их влияния на экономические результаты деятельности);

- финансово-экономический анализ (им занимаются финансовые службы для определения степени выполнения финансового плана, выявления резервов увеличения прибыли и т.д.);

- аудиторский анализ (проводится аудиторам для оценки и прогнозирования финансовых показателей предприятия);

- социально-экономический анализ (проводится экономическими, социологическими, статистическими органами для изучения взаимосвязи социальных и экономических процессов и их влияния на результаты деятельности);

- экономико-статистический анализ (проводится органами статистики для изучения общественно-экономических процессов);

- экономико-экологический анализ (проводится органами охраны окружающей среды для определения затрат на сохранении и улучшение экологической обстановки);

- маркетинговый анализ (для изучения рынков сырья и сбыта, для изучения конкурентоспособности продукции).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: