double arrow

Максимизация прибыли чистой монополией

В отличии от фирмы в условиях совершенной конкуренции монополист является не ценополучателем, а «создателем цен». Он может выбирать, какую цену назначить, хотя он и ограничен в этом выборе кривой спроса. Повышение цены монополистом снижает количество блага, на которое предъявляется спрос.

Общее правило максимизации прибыли распространяется и на монополиста. Он выбирает выпуск () при равенстве предельной выручке предельным издержкам (MR = MC). На рис. 6.5 изображен оптимум монополиста. Он определяет цену () и получает экономическую прибыль, показанную затененным прямоугольником.

Обратим внимание на то обстоятельство, что монополист выбирает выпуск относительно эластичного участка кривой спроса. Почему он ведет себя таким образом? Дело в том, что как мы уже знаем,

MR = 0 там, где Ed = 1, а MR >0, там, где Ed >1. Поскольку МС, по определению, всегда больше нуля, то их равенство с MR возможно, естественно, только там, где и MR>0. В результате, максимизирующий совокупную прибыль монополист, не может выбрать выпуск относительно неэластичного участка кривой спроса или даже там, где Ed = 1.

Что касается длительного периода, то здесь, в отличии от рынка с совершенной конкуренцией, монополист может сохранить положительную экономическую прибыль, так как входные барьеры препятствуют появлению в отрасли новых фирм. Единственная разница между коротким и длительным периодами будет в том, что в последнем монополист будет приравнивать предельную выручку (MR) к предельным издержкам длительного периода (LMC). В то же время неверно было бы полагать, что монополист обязательно во всех случаях имеет экономическую прибыль и не имеет убытков. В коротком периоде монополист может работать и с убытками, например, если его издержки слишком высоки. В таком случае, приравнивая MR и МС, он минимизирует убыток.

При решении проблемы максимизации прибыли чистой монополией можно воспользоваться двумя способами:

1. Методом сравнения валового дохода (TR) и валовых издержек (TС). Как известно, валовой доход представляет собой произведение Р и Q, т. е. цену единицы товара, умноженную на количество единиц продаваемой продукции (P*Q). Кривая валового дохода (TR) фирмы при несовершенной конкуренции имеет «холмообразный» вид. На рисунке 6.6 а изображена и кривая валовых издержек (ТС), которая нам уже известна.

Максимум общей прибыли будет при таком объеме выпуска, когда разница между TR и ТС максимальна. Это видно из рисунка: максимальное расстояние будет соответствовать расстоянию между точками А и В, т. е. когда произведено, например, 9 ед. продукции. Не нужно смешивать максимум валового дохода и максимум общей прибыли: при выпуске 11 ед. достигается наибольший объем TR, но максимум прибыли будет достигнут при 9 ед. продукции.

2. Методом сравнения предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС). Альтернативный способ определения максимума прибыли требует сопоставления предельного дохода (MR) и предельных издержек (MC). Еще раз напомним, что в условиях совершенной конкуренции цена для отдельной фирмы является величиной постоянной и заданной рынком. Но каков при этом предельный доход? Предельный доход - это дополнительный доход от продажи дополнительной единицы товара. Он определяется как разница между TRn и TRn- 1. Каков же будет МR при несовершенной конкуренции? Изобразим графически (см. рис. 6.6 б) динамику предельного дохода и спроса в условиях несовершенной конкуренции (на оси ординат — предельный доход и цена, на оси абсцисс - количество продукции). Из графика видно, что MR снижается быстрее, чем спрос D. В условиях несовершенной конкуренции предельный доход меньше цены ( М R < Р ). Ведь для того, чтобы продать дополнительную единицу продукции, несовершенный конкурент снижает цену. Это понижение дает ему некий выигрыш, но одновременно приносит и определенные потери. Что это за потери? Дело в том, что, продав, например, 3-ю единицу за 37 руб., производитель снизил тем самым и цену каждой из предыдущих единиц продукции. Следовательно, теперь все покупатели платят более низкую цену.

Взаимосвязь рисунков а и б заключается в следующем: после того, как валовой доход достигает своего максимума, предельный доход становится отрицательной величиной. Эта закономерность поможет нам впоследствии понять, на каком участке кривой спроса монополист устанавливает цену, максимизирующую прибыль. Обратите внимание и на то, что в случае линейной кривой спроса D график MR пересекает ось абсцисс ровно посередине расстояния между нулем и величиной спроса при нулевой цене.

Вернемся к рис. выше. Максимальный размер прибыли мы определяем не «на глазок», прикидывая, при каком объеме продаж разница между валовым доходом и валовыми издержками максимальна. Предельный доход и предельные издержки определяют наклон кривых валового дохода и валовых издержек в любой их точке. Проведем касательные к точкам А и В. Их одинаковый наклон означает, что MR = МС. Именно в этом случае прибыль монополии будет максимальна.

В условиях несовершенной конкуренции равновесие фирмы (т. е. равенство предельных издержек и предельного дохода, или МС = MR) достигается при таком объеме производства, когда средние издержки не достигают своего минимума. Цена при этом выше средних издержек. При несовершенной конкуренции (MC= MR) <AC <P. Монополист, стремящийся максимизировать прибыль, всегда действует на эластичном участке кривой спроса, поскольку только при коэффициенте эластичности, большем единицы (Е > 1), предельный доход положителен. На эластичном участке кривой спроса снижение цены обеспечивает монополисту увеличение валового дохода.

На рис. 6.7 видно, что положение равновесия фирмы определяется точкой Е (точкой пересечения МС и MR), от которой проводим вертикаль до кривой спроса D. Таким образом, мы узнаем цену, обеспечивающую наибольшую прибыль. Эта цена установится на уровне E1. Верхний маленький прямоугольник (длина P1E1) показывает величину прибыли монополии в коротком периоде.

В долгосрочном периоде любая монополия является открытой, поэтому в длительном временном периоде действует тенденция к исчезновению монопольной прибыли по мере внедрения в отрасль новых производителей. Графически это означает, что кривая средних издержек АС будет лишь касаться кривой спроса. Нечто похожее происходит при рыночной структуре, называемой монополистической конкуренцией.

Предыдущий анализ был связан с монополией как феноменом определенной власти над рыночной ценой со стороны продавца. Но известный контроль над ценами может быть и со стороны покупателя. Если термин монополия означает «один продавец», то монопсония - это «один покупатель». Исследование проблемы монопсонии является одной из важнейших научных заслуг Джоан Робинсон. Если покупатель - один, а продавцов - много, конкуренция развернется прежде всего между продавцами (производителями), и цена будет понижаться. Монопсонист имеет возможность диктовать цены на приобретаемую продукцию и устанавливать ее на уровне более низком, чем в условиях совершенной конкуренции. Как известно, монополист, имея власть над ценой, может установить ее на уровне, превышающем уровень цены равновесия в условиях совершенной конкуренции, и объем производства у монополиста ниже, чем при совершенной конкуренции.

А каков объем закупок у монопсониста? Выше или ниже уровня условий совершенной конкуренции? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Все будет зависеть от условий предложения отрасли и соответствующего уровня цены предложения. Но зададимся вопросом: а зависит ли власть монопсониста от самого характера приобретаемого им продукта? Очевидно, да. Сопротивляться власти монопсониста могут, скорее, производители не скоропортящейся продукции: если им не нравятся условия монопсонии, они еще могут какое-то время поискать другого покупателя. А что делать производителям скоропортящейся продукции сельского хозяйства? По всей видимости, у них больше вероятности попасть в зависимость от условий, диктуемых монопсонистом. Итак, монопсонист, манипулируя объемом своих закупок, может воздействовать на рыночную цену приобретаемой продукции. Следовательно, его можно назвать « ценоискателем ».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: