double arrow

Чистая монополия.. Понятие «монополия» было определено выше

Понятие «монополия» было определено выше. Модель монополии основана на ряде допущений.

1. Монополия предполагает наличие в отрасли единственной фирмы. Однако здесь мы сталкиваемся с проблемой определения отрасли. Несмотря на всю условность понятия «отрасль», сохранение определения монополии как единственной фирмы в отрасли предполагает, что кривая спроса на продукцию монополии есть одновременно кривая спроса на продукцию всей отрасли. При этом, при сравнении этой кривой спроса с кривой спроса на продукцию фирм при других рыночных структурах, можно констатировать, что она значительно менее эластична при каждом данном уровне цены.

Так, например, пивоваренная фирма, как правило, имеет монополию на выпускаемые ею сорта пива (например, петербургское АО «Балтика» является монополистом на выпуск всех сортов пива под торговой маркой «Балтика»), но она отнюдь не является монополистом на рынке пива (так АО «Балтика» не является монополистом даже в С.- Петербурге, не говоря уже о России). Другой пример. Почтовое ведомство является монополистом на отправку писем и телеграмм, но его монополия на рынке связи все более и более подрывается по мере развития альтернативных средств коммуникации (например, увеличения числа пользователей электронной почтой).

2. Отсутствие совершенных заменителей. Предприятие-монополист может выпускать однородную или дифференцированную продукцию, но в любом случае эта продукция не имеет совершенных (с точки зрения покупателей) заменителей, или субститутов. Степень монопольной власти зависит от наличия и близости заменителей. Чем больше товаров-заменителей у производимого единственной фирмой блага и чем в большей мере они способны замещать это благо, тем в меньшей мере этот единственный производитель может считаться монополистом в отношении производимого им блага. Так, если продукция монополиста не имеет сколько-нибудь близких заменителей, то монополист может поднять цену на продукцию, а потребители будут вынуждены либо платить за нее эту более высокую цену, либо вовсе отказаться от ее потребления. В то же время заметим, что эластичность кривой спроса (как и степень монопольной власти) будет зависеть от наличия и близости заменителей. Возьмем, например, услуги железных дорог. В России спрос на эти услуги значительно менее эластичен, чем, скажем, в США, где имеется развитая сеть автомобильных дорог, связывающая все населенные пункты.

3. Отсутствие свободы входа на рынок ( в отрасль). Сохранение монопольного положения фирмой требует исключения притока в отрасль новых фирм. Это обеспечивают барьеры для входа, которые могут принимать различные формы.

Экономия от масштаба. Если значительное увеличение выпуска в отрасли не приводит к потерям от масштаба, а, напротив, постоянно сопровождается экономией от масштаба, то весьма вероятно, что в ней сможет осуществлять прибыльное производство только одна фирма. Например, две авиакомпании на одном маршруте могут совершать полеты с наполовину заполненными самолетами и нести убытки, тогда как если на нем останется только одна компания, ее самолеты будут заполнены почти полностью и она будет получать экономическую прибыль.

Более низкие издержки у утвердившихся в отрасли фирм. Такие фирмы обычно имеют развитое специализированное производство и сеть маркетинга, они освоили наиболее эффективные технологии и установили связи с наиболее надежными и дешевыми источниками поставок. Любая вновь входящая в отрасль фирма будет испытывать трудности в ценовой конкуренции со «сторожилами» отрасли, так как, как правило, ее издержки неизбежно будут более высокими.

Дифференциация продукта и приверженность потребителя к торговой марке. Если фирма производит в существенной степени дифференцированный продукт и потребитель отождествляет данный продукт с торговой маркой фирмы (например, престижные спортивные автомобили «Ферарри»), то другой фирме будет трудно проникнуть на тот же рынок. Такой барьер может иметь место, даже если рынок достаточно велик, чтобы вместить двух и более производителей. Основной проблемой для вновь входящей фирмы будут не издержки, а обеспечение приверженности потребителей новой марке.

Контроль за ключевыми ресурсами. Если, например, фирма владеет источником поставок какого-то важнейшего сырья для производства изделия (допустим, производитель электрических лампочек контролирует единственное месторождение вольфрама в стране), то она может не допустить конкурентов к этому источнику.

Контроль над сбытом. Аналогично, если фирма монопольно владеет сбытовой сетью своей продукции, то она может затруднить доступ на рынок готовых изделий продукции конкурента.

Правовая защищенность. Монопольное положение фирмы может быть защищено патентами, авторским правом («копирайт»), различными видами лицензирования (позволяющими, например, только одной фирме оказывать услуги в определенной сфере деятельности), тарифами (таможенными пошлинами), а также другими торговыми ограничениями как против отечественных, так и зарубежных конкурентов.

Угроза поглощения. Монополист может представлять угрозу поглощения для входящей в отрасль фирмы. Сам факт существования такой угрозы может препятствовать входу.

Преимущества противодействия входу. Утвердившийся в отрасли монополист в состоянии работать с убытками более длительное время, чем входящая в отрасль фирма. Таким образом, он в состоянии начать и выиграть ценовую войну, тратить большие средства на рекламу, предлагать покупателям гораздо более привлекательные условия послепродажного обслуживания, активно разрабатывать и внедрять новшества и т.п.

4. Совершенная информированность. Единственный поставщик обладает совершенным знанием о ценах, физических характеристиках благ, других параметрах рынка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: