Типы рыночных структур: основные характеристики

В предыдущей теме мы установили правило, в соответствии с которым определяется предложение фирмы. Однако следование принципу равенства предельных издержек предельной выручке ничего не говорит, например, о том, какова величина прибыли фирмы и будет ли прибыль вообще, будет ли цена выше предельных издержек или равна им. Ответ на эти и многие другие рассматриваемые в данной теме вопросы дает анализ конкуренции, с которой сталкивается фирма. В зависимости от степени конкуренции в отрасли выделяют различные рыночные структуры.

Что характеризует рыночную структуру? При определении той или иной рыночной структуры необходимо ответить на ряд вопросов. Во-первых, какова свобода входа фирм в отрасль? Вход может быть беспрепятственным или затрудненным. Если вход затруднен, то какие барьеры существуют на пути входа фирм в отрасль, какова их «высота»? Во-вторых, какой продукт производится в отрасли? Все ли фирмы производят абсолютно одинаковые, стандартизированные продукты или же выпускают различные разновидности и модели одного и того же продукта? В-третьих, какова степень контроля фирмы за ценой? Является ли фирма ценополучателем или же она имеет известную свободу в выборе цены? Здесь речь идет о форме кривой спроса, с которой сталкивается фирма. Насколько эластичен спрос на продукцию фирмы?

Ответ на эти вопросы необходимо дополнить ответом на четвертый вопрос – сколько фирм в отрасли? Если мы ответим на все перечисленные вопросы, то характеристика рыночной структуры будет достаточно полной. Попытаемся теперь составить классификацию рыночных структур.

Классификация рыночных структур. Первой из рыночных структур обычно называют совершенную конкуренцию.Ее свойства в соответствии с поставленными выше вопросами перечислены в таблице 1 и она рассматривается далее более подробно. Противоположностью ей является монополия. Монополия – рыночная структура, при которой в отрасли действует только одна фирма. Между крайностями – совершенной конкуренцией и монополией – находятся промежуточные рыночные структуры – монополистическая конкуренция и олигополия. Монополистическая конкуренция – рыночная структура, при которой в отрасли действует много фирм производящих дифференцированный продукт. Олигополия – рыночная структура, при которой в отрасли действует несколько фирм. В таблице 1 также перечислены свойства монополии, монополистической конкуренции и олигополии, отличающие их как от совершенной конкуренции, так и друг от друга.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: