Олигополия. Олигополия - это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей

Олигополия - это тип рынка несовершенной конкуренции, характеризующийся присутствием на рынке товара нескольких производителей. Таким образом, в олигополистической отрасли производителей больше, чем в условиях монополии, но значительно меньше, чем в условиях совершенной конкуренции. Из этого следует, что олигополист, в отличие от совершенного конкурента, обладает определенной властью над ценой, но его власть, по сравнению с монополистом, ограничена количеством производителей, поделивших рынок между собой. Стоит выделить две характеристики, которые отличают олигополию от любой другой рыночной структуры. Это, во-первых, барьеры для входа, которые создают различие между олигополией, с одной стороны, совершенной и монополистической конкуренцией, с другой. В то же время, эти барьеры «ниже», чем при монополии. Качественно же барьеры практически не отличаются от тех, которые были рассмотрены при анализе монополии. Во-вторых, олигополию отличает от всех прочих структур тот факт, что ей присуща взаимозависимость фирм. Взаимозависимость фирм означает, что действия каждой из фирм затрагивают каждого из конкурентов и что фирмы осознают это. Например, если какая-либо из фирм меняет цену или объем рекламы, то это повлияет на величину продаж конкурентов. Последние также, в свою очередь, отреагируют изменением цены или объема рекламы. Ни один из конкурентов не может позволить себе игнорировать действия другого.

Каким может быть число участников олигополистического рынка? Если рынок разделен между двумя производителями, то такой тип рынка называется дуополией. Дуополия - частный случай олигополии, который чаще встречается в теоретических моделях, чем в реальной жизни. Собственно же олигополия же насчитывает от трех участников и более. В экономике стран с развитым рынком преобладает именно олигополистический тип производства, что особенно характерно для обрабатывающей промышленности. Причем в условиях олигополии производятся как однородные, так и дифференцированные товары.

Для прогнозирования монополистического поведения фирм в отрасли рассчитывается индекс Герфиндаля. Данный индекс показывает степень концентрации рынка и вычисляется посредством суммирования квадратов рыночных долей каждой фирмы в отрасли:

где Н- индекс Герфиндаля;

- доли фирм на рынке, которые суммируются в порядке убывания (на первом месте - самая крупная доля) и определяются в процентах как отношение объема поставок фирмы к объему всего рынка. Например, если предложение какого-либо товара обеспечивают четыре фирмы с рыночными долями, скажем 60%, 20%, 10% и 10%, то Н= 3600 + 400 + 2·100 = 4200.

Если бы мы подсчитали индекс концентрации для 50 наиболее крупных фирм отрасли, значит, мы бы воспользовались индексом Герфиндаля - Хиршмана. По данным Министерства торговли США, этот индекс для рынка мужской обуви составляет всего 380, а женской — 492. Очень высока концентрация рынков алюминия, меди и искусственного волокна, определяемая индексами 2564, 2673 и 2970 соответственно.

Поведение фирм на олигополистическом рынке подвержено двум противоположным тенденциям.

Во-первых, взаимозависимость фирм может привести их к желанию вступить в сговор друг с другом. Если им удается объединить свои действия и поступать так, как будто они одна фирма, то с помощью такого скоординированного поведения они могут максимизировать общую прибыль в данной отрасли. Во-вторых, эти фирмы будут стремиться конкурировать таким образом, чтобы получать именно в свое распоряжение максимальную долю отраслевой прибыли. При этом важно понимать, что эти две линии поведения несовместимы. Чем больше фирмы конкурируют друг с другом ради получения большей доли отраслевой прибыли, тем меньше становится общая величина этой прибыли. Например, ценовая конкуренция снижает среднюю цену в отрасли, а конкуренция с помощью рекламы повышает отраслевые издержки. В любом случае отраслевая прибыль падает.

Иногда фирмы демонстрируют способность вступать в сговор. Сговор – ситуация, когда олигополисты заключают соглашение ограничить конкуренцию на рынке. Политика ценообразования, основанная на сговоре предполагает: явный сговор (картель), молчаливый сговор (лидерство в ценах). Рассмотрим подробнее каждую ситуацию.

Явный сговор:картель. Когда фирмы вступают в сговор, то они могут договориться относительно цен, доли продаж на рынке, величины рекламных расходов. Такой сговор снижает неопределенность, с которой они сталкиваются. Если же они вступят в ценовую конкуренцию или прибегнут к нескоординированному наращиванию рекламных расходов, то их экономические прибыли могут существенно снизиться.

Картель – это явное соглашение с целью ограничения конкуренции. Участники картеля максимизируют прибыль, если они действуют как единая монополистическая фирма. Они определяют цену на продукцию при условии монополизации отрасли и соответствующий такой монопольной цене объем продаж. Затем участники картеля должны договориться о распределении этого суммарного объема между ними, то есть договориться о квотах.

Проблема устойчивости картеля зависит от того, насколько сильны стимулы у его участников соблюдать условия сговора. Если один из участников попытается увеличить свою квоту выпуска, то, при условии, что все остальные соблюдают условия договора, ォобманщикサ получит больший доход. Ведь его доля на рынке недостаточно велика, чтобы повлиять на установленную монопольную цену. Таким образом, нарушитель может продать больше продукции по монопольной цене. Но если и другие участники картеля попытаются обмануть своих партнеров и поступят аналогично нарушителю, то объем их совместного предложения на рынке так увеличится, что монопольная цена рухнет, упав до конкурентного уровня. Проблема ォнарушать - не нарушатьサ аналогична рассмотренной ранее ォдилемме заключенногоサ. Однако картельные объединения недолговечны. Почему? Во-первых, тайный сговор противоречит антитрестовскому законодательству, и высок риск его раскрытия. Во-вторых, олигополистам тяжело договориться по цене и объемам долей рынка, так как, даже выпуская однородную продукцию, они на практике имеют различные предельные издержки и кривые спроса. В-третьих, как мы заметили выше, участники тайного соглашения имеют серьезное искушение нарушить свою квоту выпуска с целью максимизации своей и только своей прибыли.

И, наконец, четвертая причина. Жизнь картеля ограничивается выгодностью сговора, основанной на высоком спросе. Как только спрос перестанет расти и начнет снижаться, фирмы будут вынуждены сократить выпуск. Из-за недоиспользования мощностей средние издержки фирм-олигополистов возрастут. В таких условиях картельные соглашения, как правило, разрушаются.

Молчаливый сговор: лидерство в ценах. Фирмы могут прибегнуть к молчаливому сговору. Молчаливый сговор предполагает, что между фирмами устанавливается сама собой складывающаяся координация поведения в процессе их взаимодействия на рынке. Одной из форм молчаливого сговора может быть ценовое лидерство. Ценовое лидерство означает координацию олигопольных цен между фирмами в целях получения высоких прибылей. Такая модель поведения олигополистов в странах с развитой рыночной экономикой особо распространена в обрабатывающей промышленности. Самая крупная и технически передовая фирма отрасли устанавливает цену, а другие, менее весомые фирмы, придерживаются этой цены. Следуя и за понижением, и за повышением цены лидера, ведомые фирмы являются ォценополучателямиサ. Фирма-лидер меняет цены редко и осторожно, учитывая возможности более мелких фирм, идущих в его фарватере. Ведь успех олигополистов заключается в максимизации совместной прибыли. Весомой причиной для установления новой цены фирмой-лидером является изменение издержек на единицу продукции (повышение или понижение цен факторов производства, изменение налоговых ставок и т. д.).

Что способствует сговору?Достижению как явного, так и молчаливого сговора содействуют ряд обстоятельств.

1. Если в отрасли лишь несколько фирм и они хорошо известны друг другу;

2. У этих фирм примерно одинаковые технологии и средние издержки;

3. Эти технологии и уровень издержек известны всем участникам олигополистического рынка;

4. Они производят одинаковую продукцию и таким образом могут легко вступать в ценовой сговор;

5. В отрасли имеет место доминантная фирма;

6. Барьеры для входа новых фирм достаточно высоки и таким образом нет опасений, что они подорвут условия сговора;

7. Стабильное состояние рынка. Если спрос или издержки подвержены сильным колебаниям, то достичь соглашения трудно по двум причинам. Во-первых, эти колебания затрудняют прогнозирование, во-вторых, достигнутые в таких условиях соглашения необходимо часто изменять.

8. Отсутствуют эффективные государственные меры против участников сговора.

В экономической теории выделяются модели поведения олигополистов, не основанные на тайном сговоре:ломаная кривая спроса, ォиздержки плюсサ, игровые стратегии (теория игр). Рассмотрим их более подробно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: