double arrow

Фирма в условиях совершенной конкуренции: основные характеристики. Равновесие в коротком и длительном периодах

Таблица 1. - Типы рыночных структур: основные характеристики.

Рыночные структуры - монополистическая конкуренция, монополия и олигополия, часто объединяют общим понятием – несовершенная конкуренция. Несовершенная конкуренция – конкуренция в отрасли, где доминирует монополистическая конкуренция или олигополия.

В качестве признаков, определяющих форму рыночной структуры, мы рассмотрели несколько важнейших, а именно: количество фирм, входящих в отрасль; характер производимой продукции, входные барьеры при вступлении в отрасль; степень контроля, или власти над ценой (табл.1).

Остановимся подробнее на существовании препятствий, затрудняющих доступ новым фирмам на рынок. Речь идет о проблеме входных барьеров (свобода входа), впервые рассмотренной в работах американского экономиста Джо Бейна. Входной барьер при вступлении на рынок - это условие, которое затрудняет вступление фирм-новичков в отрасль, где хозяйствуют «старожилы» данной отрасли. К основным видам входных барьеров относятся следующие:

1. Правительство наделяет фирму исключительными правами (выдача правительственной лицензии на определенныйвид деятельности, например, почтовая служба, кабельное телевидение, транспортные услуги). Многие из такого рода барьеров тесно связаны с деятельностью естественных монополий.

2. Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы. Классический пример - власть компании «Де Бирс» на рынке алмазов. Или, например, профессиональный спортивный клуб препятствует образованию конкурирующих с ним клубов путем заключения долгосрочных контрактов с выдающимися спортсменами.

3. Авторские права и патенты. Фирма, чья деятельность защищена патентом, обладает исключительным правом на продажу лицензий, а это дает ей монопольные преимущества. Нередко такой тип монополии называется закрытой монополией, в отличие от открытой монополии, не имеющей защиты от конкуренции в виде патентов, авторских прав или преимуществ естественной монополии.

4. Эффект масштаба, т. е. преимущества крупного производства, позволяющие снижать издержки, наращивая объем выпуска продукции. Так, на рынок автомобилестроения нелегко войти новым фирмам, не обладающим значительными капиталами для создания крупномасштабного производства. 5. Вступлению в отрасль могут препятствовать и нелегальные методы борьбы с новыми потенциальными конкурентами, вплоть до угрозы физического уничтожения (мафиозные структуры).

Рыночная структура определяет поведение фирмы. В свою очередь, от поведения фирмы зависят цены, выпуск и прибыли. Изучение поведения фирм в различных рыночных структурах мы начнем с крайностей – совершенной конкуренции и монополии, несмотря на то, что в реальном мире абсолютно доминирует несовершенная конкуренция. Такая логика обусловлена тем, что понимание промежуточных рыночных структур строится на понимании их экстремальных форм.

В экономической теории совершенной конкуренцией называют такую форму организации рынка, при которой исключены все виды соперничества как между продавцами, так и между покупателями. Таким образом, теоретическое понятие совершенной конкуренции является фактически отрицанием обычного для деловой практики и повседневной жизни понимания конкуренции как острого соперничества экономических агентов. Совершенная конкуренция совершенна в том смысле, что при такой организации рынка каждое предприятие сможет продать по данной рыночной цене столько продукции, сколько оно пожелает, а на уровень рыночной цены не сможет повлиять ни отдельный продавец, ни отдельный покупатель Модель совершенной конкуренции основана на ряде допущений относительно организации рынка. Во-первых, все фирмы производят полностью однородные (стандартизированные) продукты. Это означает, что здесь нет места разновидностям одного и того же продукта, следовательно, нет сортов, марок, товарных знаков, рекламы. Однородность продукции означает, что все ее единицы абсолютно одинаковы в представлении покупателей и у них нет возможности распознать, кем именно произведена та или иная единица. Совокупность всех предприятий, производящих какой-то однородный продукт, образует отрасль.

Примером однородного продукта могут быть обыкновенные акции определенной корпорации, обращающиеся на вторичном фондовом рынке. Каждая из них совершенно идентична любой другой, и покупателю нет дела до того, кем именно продается та или иная акция, если ее цена не отличается от рыночной. Однородными являются также стандартизированные товары, продающиеся обычно на специализированных товарных биржах. Это, как правило, различные виды сырьевых товаров (хлопок, кофе, пшеница, нефть определенных сортов) или полуфабрикаты (сталь, золото, алюминий в слитках и т. п.). Не является однородной продукция, хотя и одинаковая, производители (или поставщики) которой могут быть легко распознаны покупателями по производственной или торговой марке (аспирин, ацетилсалициловая кислота), фирменному знаку или другим характеристичным особенностям, если покупатели придают им, конечно, существенное значение. Таким образом, анонимность продавцов вместе с анонимностью покупателей делают рынок совершенной конкуренции полностью обезличенным.

Во-вторых, все фирмы являются ценополучателями. Количество фирм в отрасли настолько велико и каждая из них производит настолько малую часть отраслевой продукции, что она никак не может повлиять на ее цену. Кривая спроса на продукцию фирмы бесконечно эластична и имеет вид прямой, параллельной оси выпуска; предприятие может продать любой объем продукции по существующей рыночной цене.

Поскольку, в таком случае, общая выручка предприятия TR растет (падает) пропорционально увеличению (снижению) выпуска продукции, средняя и предельная выручка от ее реализации равны и совпадают с иеной (P = AR = MR). Поэтому кривая спроса на продукцию отдельного предприятия в условиях совершенной конкуренции является одновременно и кривой его средней и предельной выручки (рис. 6.1).

В-третьих, полностью свободный вход (выход) новых фирм в отрасль. При этом подчеркнем, что это относится к длительному периоду, так как учреждение новых фирм требует времени. Все продавцы и покупатели обладают полной свободой входа в отрасль (на рынок) и выхода из нее (ухода с рынка). Это значит, что предприятия вольны начать производство данной продукции, продолжить или прекратить его, если сочтут это целесообразным. Точно так же покупатели вольны покупать товар в любом количестве, увеличить, сократить или вовсе прекратить его закупки. Нет никаких легальных или финансовых барьеров на вход в отрасль. Нет, например, патентов или лицензий, обеспечивающих преимущественные права выпускать определенную продукцию. Вход в отрасль (и выход из нее) не требует каких-либо существенных первоначальных (соответственно ликвидационных) затрат. Отсутствует государственное вмешательство в организацию рынка (селективные субсидии и налоговые льготы, квоты и другие формы рационирования спроса и предложения).

Свобода входа и выхода предполагает также совершенную мобильность покупателей и продавцов внутри рынка, отсутствие каких-либо форм прикрепления покупателей к продавцам. Если каждый из миллиона покупателей будет поставлен один на один с одним из миллиона продавцов, то, несмотря на их множественность и вероятную малость, мы получим не рынок совершенной конкуренции, а миллион ситуаций двухсторонней монополии.

Свобода входа и выхода обеспечивается мобильностью производственных ресурсов, свободой их перетока из одной отрасли в другую, туда, где их альтернативная ценность выше. Это, в частности, значит, что работники могут свободно мигрировать как между отраслями, так и между профессиями, их обустройство на новом месте жительства или переобучение не требует больших затрат. Предложение сырья, других ресурсов производства не монополизировано.

Кроме того, субъекты рынка (покупатели, продавцы, владельцы факторов производства) обладают совершенным знанием всех параметров рынка – совершенная информированность. Информация распространяется среди них мгновенно и ничего им не стоит. На этом допущении и основан так называемый закон единой цены, согласно которому на совершенно конкурентном рынке всякий товар продается по единой рыночной цене. Все перечисленные особенности совершенной конкуренции позволяют еще раз указать на то, что в жизни можно встретить только некоторое приближение к этой модели. В то же время с появлением новой экономики – так называемой «Интернет-экономики» – модель совершенной конкуренции стала значительно ближе к реальности. Предназначение модели совершенной конкуренции – служить образом идеального рынка и, таким образом, базой для сравнения с ней реальных рынков – рынков несовершенной конкуренции.

Дальнейшее рассмотрение совершенной конкуренции исходит из необходимости различать поведение фирмы в коротком и длительном периодах. Короткий период связан только с наличием неизменного числа фирм в отрасли. Фирмы могут иметь как устойчивые в течение этого времени прибыли, так и убытки.

Как уже отмечалось, в условиях совершенной конкуренции предприятие является ценополучателем. Оно может максимизировать свою прибыль, лишь приспособив объем выпуска к условиям товарного рынка, с одной стороны, и/или к обусловленным технологией собственным затратам - с другой. Но оно не может оказать влияние на цену продукции. Определим выпуск, обеспечивающий максимум прибыли совершенно конкурентного предприятия при заданных условиях рынка и технологии. Заметим лишь предварительно, что экономисты называют максимумом прибыли как максимум положительной разницы между выручкой и затратами производства продукции, так и минимум отрицательной разности между теми же величинами. Поэтому минимум убытков может рассматриваться как максимум прибыли, если получить положительную прибыль невозможно.

Общая прибыль, получаемая фирмой, может быть определена как разность между валовой выручкой (TR) и валовыми издержками (ТС). В свою очередь, валовая выручка вычисляется как произведение количества продукции на цену (TR =P), а валовые издержки - произведение количества продукции на средние издержки (TC =AC ). Таким образом, лишь соединив проведенный ранее анализ предельных издержек и предельного дохода с анализом динамики средних издержек, можем точно определить объем получаемой прибыли.

Рассмотрим три возможных рыночных ситуации. Когда линия предельного дохода лишь касается кривой средних издержек (рис. 6.2 а), валовая выручка в точности равна валовым издержкам. Прибыль фирмы будет нормальной, поскольку цена ее продукции равна средним издержкам.

Если на каком-то интервале линия цены и предельного дохода располагается выше кривой средних издержек (рис.6.2 б), то в точке равновесия М фирма будет получать квазиренту, т. е. прибыль, превышающую нормальный уровень. При оптимальном объеме производства Q2средние издержки будут равны C2 , следовательно, валовые издержки составят площадь прямоугольника OC2LQ2 . Валовая выручка (прямоугольник OP2MQ2 ) будет больше, и площадь заштрихованного прямоугольника C2P2ML покажет нам общую массу получаемой сверхприбыли.

На рис. 6.2 в показана иная ситуация: средние издержки при любом объеме производства превышают рыночную цену. В этом случае даже при оптимальном объеме производства (МС=Р) фирма несет убытки, хотя они и меньше, чем при других объемах производства (площадь заштрихованного прямоугольника P3C3LM минимальна именно при объеме производства Q3 ).

От убытков в рыночной экономике не застрахован никто. Поэтому, если в силу тех или иных причин (например, неблагоприятной конъюнктуры рынка) фирма не получает прибыли, то она должна минимизировать убытки. Если рассматривать поведение фирмы в краткосрочной перспективе, когда она попрежнему остается на данном рынке, то, что для нее предпочтительнее - продолжать работать и производить продукцию или временно остановить производство? В каком случае убытки будут меньше?

Обратим внимание, что когда фирма ничего не производит, она несет только постоянные издержки. Если же она производит продукцию, то к постоянным издержкам добавляются переменные, но при этом фирма получает и некоторый доход от продаж. Поэтому, чтобы понять, когда фирма минимизирует свои убытки, надо сопоставить уровень цены не только со средними издержками (АС), но и со средними переменными издержками (AVC).

Рассмотрим ситуацию, показанную на рисунке 6.3. Рыночная цена 1 P ниже минимальных средних издержек, но выше минимальных средних переменных издержек. При оптимальном объеме производства Q1 величина средних издержек производства составит отрезок Q1M , величина средних переменных издержек - отрезок Q1L . Следовательно, отрезок ML - это средние постоянные издержки. Если фирма продолжает работать, то ее валовая выручка (прямоугольник OP1EQ1 ) будет меньше полных издержек (прямоугольник OCT MQ1), но при этом будут покрыты переменные издержки (прямоугольник OCV LQ1) и часть постоянных издержек. Размер убытков будет измеряться площадью прямоугольника P1CT ME . Если же фирма остановит производство, то убытки составят всю величину постоянных издержек (прямоугольник CV CT ML ).

Таким образом, пока цена выше минимальных средних переменных издержек, фирме в краткосрочном периоде выгоднее продолжать производить продукцию, поскольку в этом случае минимизируются убытки. Если цена равна минимальным средним переменным издержкам, то для нее безразлично, продолжать производство или останавливать его. Если же цена упадет ниже минимальных средних переменных издержек, тогда производство продукции должно быть прекращено.

Мы видели, что при изменении цены фирма будет изменять объемы производства, двигаясь вдоль кривой МС. Другими словами, восходящая ветвь кривой предельных издержек (выше точки минимальных средних переменных издержек) является фактически кривой ее краткосрочного предложения. Суммируя индивидуальные кривые предложения всех фирм какой-то одной отрасли, получаем кривую совокупного отраслевого предложения. По мере постепенного повышения цены различные фирмы, работающие в данной отрасли, расширяют свое производство и свое предложение. Изменение рыночной цены на какой-либо товар будет происходить до тех пор, пока совокупный спрос на продукцию отрасли не сравняется с совокупным отраслевым предложением. Такое равенство достигается при определенном уровне цены, которая после этого имеет тенденцию сохранять этот уровень в течение краткосрочного периода.

Проведенный выше анализ положения фирмы на рынке совершенной конкуренции описывал ситуацию в краткосрочном временном интервале. Что изменится в нашем анализе, если мы будем рассматривать ситуацию на рынке в более длительном промежутке времени? Если в коротком периоде экономическая прибыль не могла привлекать новые фирмы в отрасль, то в длительном периоде все обстоит по-другому.

Экономическая прибыль служит индикатором привлекательности отрасли, а время позволяет либо создать в ней новые фирмы, либо проникнуть в нее уже существующим фирмам из других отраслей. Одновременно с этим фирмы ранее действовавшие внутри в данной отрасли могут расширять использование всех ресурсов.

В любом из перечисленных вариантов предложение в отрасли возрастет. Поскольку кривая LAC составлена из множества точек кривых средних общих издержек короткого периода (АТС), которые смещаются вправо при расширении масштабов производства, то в своей нижней точке LAC касается нижней точки самой нижней из кривых АТС. Также нам известно, что кривая предельных издержек короткого периода (МС) пересекают кривую АТС в точке минимума последней. Отсюда можно заключить, что при оптимуме фирмы в длительном периоде наблюдается равенство:

LAC = ATC = MC = MR = AR = P

Причем равенство LAC и АТС наблюдается в точках их минимумов.

Теперь посмотрим на то, как определяется кривая отраслевого предложения в длительном периоде. Представим себе, что отрасль расширяется в результате сдвига кривой спроса на продукцию отрасли из положения D в положение 1 D (рисунок 6.4).

Равновесие в коротком периоде сместится из точки е в точку е, так как предложение пока не вырастет. В результате скачка равновесной цены в отрасли появляется экономическая прибыль, что привлекает в нее новые фирмы. Кривая предложения короткого периода смещается вправо, в положение S1. Кривая предложения длительного будет горизонтальной прямой.

Кривая отраслевого предложения длительного периода горизонтальна, если равновесная рыночная цена в результате вхождения в отрасль новых фирм возвращается к прежнему уровню. Это возможно в случае, если не происходит никаких изменений в средних издержках фирм при расширении отрасли. Цена вернется на уровень нижней точки кривых LAC каждой из фирм.

Если же вхождение новых фирм в отрасль создает нехватку ресурсов, то этот факт приведет к повышению их цен. Кривые LAC фирм будут сдвигаться вверх (то есть каждая последующая из входящих в отрасль фирм будет иметь более высокие средние издержки длительного периода по сравнению с предшествующей фирмой). Следовательно, кривая отраслевого предложения будет восходящей (рис. 6.4 б). Это случай возрастающих отраслевых издержек или внешних потерь от масштаба, то есть потерь, которые являются внешними по отношению к фирме.

Если расширение производства в отрасли сопровождается последовательным снижением кривых LAC входящих в отрасль фирм (например, в результате развития средств коммуникации или сбытовой сети), то кривая отраслевого предложения в длительном периоде будет убывающей (рис. 6.4 б). Это случай убывающих отраслевых издержек или внешней экономии от масштаба.


Сейчас читают про: