Сравнение предельного дохода и предельных издержек товаропроизводителя при использовании одного фактора производства

C-эластичный спрос

B-единичная эластичность

A-неэластичный спрос

Каждый вариант, представленный на рис.3, имеет свой коэффициент эластичности. Так, коэффициент неэластичного спроса меньше единицы; при единичной эластичности коэффициент равен единице; при эластичном спросе – коэффициент больше единицы.

Например, если увеличение цены товара на 100% приводит к сокращению продаж на 5%, то эластичность спроса равна 50%, поделив которые на 100% получим коэффициент 0,5. В строго математическом смысле этот коэффициент со знаком «минус», так как цена и количество продаж изменяются в противоположных направлениях (обратная зависимость переменных). Но поскольку коэффициент эластичности имеет реальное выражение в показателе возросшей торговой выручки, то знак «минус» не имеет здесь принципиального значения.

При единичной эластичности, когда коэффициент равен единице, снижение цены в точности компенсируется таким объемом продаж, который торговой выручки не меняет.

В случае неэластичного спроса снижение цены вызывает настолько незначительное увеличение продаж, что общая торговая выручка снижается.

Так как спрос на производственные ресурсы есть производный спрос, фирма должна рассчитывать доход от продажи продукции, произведённой с помощью дополнительных ресурсов, также как и предельный физический продукт ресурса. Изменение дохода, получаемого в результате продажи дополнительной продукции, произведенной в результате потребления одной единицы ресурса называется предельной доходностью ресурса.

Отношение предельной доходности ресурса должно рассчитываться относительно фирм-«прайс-тейкеров» и фирм, самостоятельно устанавливающих цены на свою продукцию.

Фирма «прайс-тейкер» на рынке своей продукции имеет совершенно эластичную кривую спроса на производимый ею товар. Количество выпускаемой продукции не влияет на её цену. Для подобной компании предельная доходность ресурса равна стоимости предельного продукта, т.е. предельному физическому продукту, умноженному на цену выпускаемой продукции.

Если рынок для фирмы продавца не является совершенно конкурентным, цена на продукцию компании будет меняться вместе с изменением объема выпуска. Поскольку цена за единицу уменьшается по мере того как количество выпускаемой продукции возрастает, предельный доход на единицу продукции всегда меньше,чем цена за единицу продукции. Из этого следует,что предельная доходность ресурса у такой фирмы меньше, чем стоимость предельного продукта.

Предельные издержки ресурса-издержки приобретения каждой дополнительной единицы данного ресурса. Для фирм, выступающих в роли «прайс-тейкеров»,предельные издержки ресурса равны его рыночной цене.

Чтобы максимизировать прибыль фирма должна использовать достаточное количество ресурса, дабы величина предельной доходности ресурса была равна предельным издержкам ресурса. Если предельная доходность ресурса превышает его предельные издержки, то потребление фирмой еще одной единицы ресурса увеличит в большей степени доход, чем издержки, а следовательно повысит прибыль. Если предельные издержки ресурса превосходят его предельную доходность, то сокращение потребления ресурса на единицу сократит издержки в большей степени, нежели доходы, и тем самым увеличит прибыль. Только когда предельная доходность ресурса и предельные издержки ресурса равны, невозможно увеличить доход изменив потребление ресурса. Это правило записывают в виде равенства:

MRC=MPR

MRC-предельные издержки ресурса

MPR-предельная доходность ресурса

Чтобы максимизировать прибыль фирма должна купить такое количество каждого ресурса, которое дает возможность уравнять предельную доходность и предельные издержки ресурса.

Стремясь к максимизации прибыли, фирмы увеличивают спрос на факторы производства до тех пор, пока доход от их предельного продукта не уравновесится с ценой каждого из применяемых факторов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: