Древнеиндийская философия

В древнеиндийской философии выделяются три основных этапа:

ü XV - VI вв. до н. э. - ведический период;

ü VI - II вв. до н. э. - эпический период;

ü II в. до н. э. - VII в. н. э; - эпоха сутр.

Веды (дословно - «знания») - религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после XV в. до н. э. из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами арийцев. Веды, как правило, включали в себя:

ü «священное писание», религиозные гимны («самхиты»);

ü описание ритуалов («брахманы»), сочиненное брахманами (жрецами) и используемое ими при отправлении религиозных культов;

ü книги лесных отшельников («араньяки»);

ü философские комментарии к Ведам («упанишады»).

До наших дней дошло всего четыре Веды:

ü Ригведа;

ü Самаведа;

ü Яджурведа;

ü Атхарваведа.

Наибольший интерес у исследователей древнеиндийской философии вызывают заключительные части Вед - Упанишады (дословно с санскрита - «сидение у ног учителя»), в которых дается философская трактовка содержания Вед.

Наиболее известными источниками философии Древней Индии второго (эпического) этапа (VI - II вв. до н. э.) являются две поэмы - эпосы «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи.

В ту же эпоху появляются учения, оппозиционные Ведам:

ü буддизм;

ü джайнизм;

ü чарвана-лакаята.

Одновременно возникает ряд философских школ («даршан»), которые развивают ведическое учение:

ü йога;

ü веданта;

ü вайшешина;

ü ньяя;

ü миманса;

ü санкхья.

Завершает период древнеиндийской философии эра сутр (II в. до н. э. - VII в. н. э.) - кратких философских трактатов, рассматривающих отдельные проблемы (например, «нама-сутра» и др.).

В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды» буддизм. В XVIII - XX вв. индийская философий обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности, английской).

Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии) опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). Космос-Брахма (Бог-творец) живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических (8640000000 земных) лет - до нового рождения Брахмы. Вся бесконечная история - это чередование жизни Космоса (Маха Ман-вантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.

Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития - достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.

Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является не изучение внешних признаков предметов и явлений, а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания:

ü «пракрити» - материальное сознание;

ü «пуруша» - чистое сознание (первичная энергия,из которой возникли Вселенная и Люди);

ü «майя» - сознание сновидения, мираж.

Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживаетизучения. Душа в индийской философии состоит из двух начал:

ü атмана;

ü манаса.

Атман - частица Бога-Брахмы в человеческой душе. Атман первоначален, неизменен, вечен.

Манас - душа человека, возникающая в процессе жизни. Манас постоянно эволюционизирует, достигает высоких ступеней либо ухудшается в зависимости от поступков человека, его личного опыта, хода судьбы.

Сансара - учение о вечности и неуничтожимости души, которая проходит цепочку страданий в земной жизни.

Карма - предопределенность человеческой жизни, судьбы. Цель кармы - провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась и добилась высшего нравственного развития - мокши. (Для достижения этой цели душа может пройти через десятки, сотни земных жизней.)

Мокша - высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души (карма) прекращается. Наступление мокши (прекращение эволюционного развития души) - высшая цель любой души, которая может быть достигнута в земной жизни. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечной жизни и становятся Махатмами - Великими Душами.

Ахимса - единство всех форм жизни на земле (следовательно, единение человека, животных и всей окружающей природы). Важнейший принцип ахимсы - непричинение вреда тому, что окружает (людям, животным, живой природе), неубиение.

Древнеиндийская философия связана и с буддизмом.

[ Основателем буддизма был Сиддхартха Гаутама Шакья-Муни, сын правителя государства Магадха. Именно этот человек становится путём отшельничества и самоистязания Буддой (просветлённым). В своём учении Будда опирался на брахманистскую традицию, используя принцип перерождения (сансары), идеи воздаяния (кармы), праведного пути (дхармы). Главная цель человеческих усилий – достижение состояния покоя, блаженства, слияния с Буддой путём прекращения перерождений, вызывающих страдания.

[ Т.о. в буддизме главный упор делается на то, что уже здесь. В отличие от брахманизма используется обращение ко всем людям, независимо от этнического и социального происхождения. Вторая важная особенность буддизма – ориентация на индивидуальную духовную жизнь.

[ Четыре основных положения:

1. Сущность жизни есть страдание.

2. Причина страданий – желания и привязанности.

3. Чтобы избавиться от страданий, надо с корнем вырвать желания и привязанности.

4. Для этого необходимо вести добродетельную жизнь по законам правильного поведения и нравственного знания (восьмеричный путь), ведущий к просветлению и через него к нирване.

Суть вероучения сводится к призыву к каждому человеку встать на путь поиска внутренней свободы, полного освобождения от всех оков, которые несёт в себе человеческая жизнь.

[ Нирвана (санскрит – «з атухание», «угасание») – ключевое понятие буддизма – внутренне состояние человека, при котором угасают все чувства и привязанности человека, а вместе с ним и весь окружающий человека мир. Это внутреннее угасание освобождает человека от его страдающего я, и от самой жажды жизни, влекущей к новым перерождениям. Тем самым разрывается власть кармы и просветлённый человек до конца растворяется в блаженной пустоте абсолютного покоя. Нирвана лежит не только по ту сторону необходимости, но и по ту сторону всякого бытия, Нирвана освобождает человека не только от необходимости, но и от собственного «Я», от всякого положительного содержания, потому не может быть адекватно выражена ни в слове, ни в образе.

[ Просветление и нирвана достигается путём собственных усилий. Для этого человек должен сделать путь по «восьмеричной дороге»:

1. Правильные взгляды, основанные на «благородных истинах».

2. Правильная решимость – готовность к подвигу во имя истины.

3. Правильная речь – доброжелательная, искренняя, правдивая.

4. Правильное поведение – непричинение зла.

5. Правильный образ жизни – мирный, честный, чистый.

6. Правильное усилие – самовоспитание и самообладание.

7. Правильное внимание – активная бдительность сознания.

8. Правильное сосредоточение – верные методы созерцания и медитации.

[ Два пути спасения:

Хинаяна – узкий путь спасения. Предполагала относительно жёсткий аскетизм. Это путь индивидуального просветления и обретения нирваны, которым шли архаты (монахи).

Махаяна – широкий путь спасения. Допускалась возможность обретения нирваны и мирянином, соблюдающим обеты духовного совершенствования. В отличие от монахов мирянам давался упрощённый этический кодекс поведения, который сводился к соблюдению пяти заповедей: 1) воздерживайся от убийства; 2) воздерживайся от воровства; 3) воздерживайся от прелюбодеяний; 4) воздерживайся ото лжи; 5) воздерживайся от возбуждающих напитков. Вместе с тем в махаяне получила большое развитие культовая практика, в особенности молитвы.

Первые философские (досократические) школы Древней Греции

Первые, досократические философские школы Древней Греции возникли в VII – V вв. до н.э. в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления. К наиболее известным ранним философским школам Древней Греции относятся:

ü милетская школа;

ü школа пифагорейцев;

ü школа Гераклита Эфесского;

ü элейская школа;

ü атомисты.

Характерными чертами досократических философских школ являлись:

ü ярко выраженный космоцентризм;

ü повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;

ü поиск первоначала, породившее все сущее;

ü гилозоизм (одушевление неживой природы);

ü доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.

Милетская школа существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила свое наименование от названия города, где она была основана (Милет – крупный торгово-ремесленный полис в Малой Азии). Представителями данной школы являлись Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Философы милетской школы:

ü выступали с материалистических позиций;

ü занимались не только философией, но и другими науками - точными и естественными;

ü пытались объяснить законы природы (за что получили свое второе название – школа «физиков»);

ü искали первоначально субстанцию, из которой возник окружающий мир.

Фалес из Ионии (640 – 560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих ученых и философов. Фалес оставил большое научное и философское наследие, в котором:

ü первоначалом всего сущего является вода («архэ»);

ü представлял Землю в виде плоского диска, покоящегося на воде;

ü неживая природа, все вещи имеют душу (то есть был гилозоистом - одушевлял всё сущее);

ü допускал наличие множества богов;

ü считал центром вселенной Землю;

ü продолжительность года – 365 дней;

ü сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса и др.).

Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.), ученик Фалеса:

ü первоначалом всего сущего считал «апейрон» – вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой всё возникло, всё состоит и в которую все превратится;

ü вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): все живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы («атомы») остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы;

ü первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных (предвосхитил учение Ч. Дарвина).

Анаксимен (546 – 526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра:

ü первопричиной всего сущего считал воздух;

ü выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух, сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем – в почву, камень и т.д.);

ü проводил параллели между душой человека («психэ») и воздухом («пневмой») – «душой космоса»;

ü отождествлял божества с силами природы и небесными светилами.

Гераклит из Эфеса (2-я половина VI – 1-я половина V вв. до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист, основатель философского направления, был прозван как «Плачущий философ», «Тёмный»;

ü первоначалом всего сущего считал огонь;

ü души людей делил на «влажные» и «сухие». Обладая светом, душа человека свидетельствует о своей огненной природе;

ü вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики (наиболее важное философское открытие Гераклита);

ü считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («в одну и ту же реку нельзя войти дважды»);

ü был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории;

ü признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб», в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим, и плохим);

ü всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум;

ü выступал за материальность человеческой и мировой души;

ü был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности;

ü движущей силой всех процессов считал борьбу: «война» (борьба) есть отец всему и мать всему».

Пифагорейцы – сторонники и последователи Пифагора (2-я половина VI – начало V вв. до н.э.), древнегреческого философа и математика:

ü первопричиной всего сущего считали число (всю окружающую действительность, все происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);

ü выступали за познание мира через число;

ü считали единицу мельчайшей частью всего;

ü пытались выделить «протокатегории», которые показывали диалектическое единство мира (чётное - нечётное, светлое – тёмное, прямое – кривое, правое – левое, мужское – женское и др.);

ü мир называли «космос» - гармония и совершенство («космэ» – гр. слово - красота);

ü свою философию основывали на четырех составляющих: математика + геометрия + мистика + логика.

Атомисты – материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего сущего считали микроскопические частицы – «атомы».

Демокрит (около 460 г. до н.э. -?). Родился в г. Абдеры. Много путешествовал. Был в Египте, Вавилонии, Индии. В учении Демокрита можно выделить следующие основные положения:

ü весь материальный мир состоит из атомов;

ü атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего сущего;

ü атом неделим;

ü атомы имеют различную величину (от мельчайших до крупных) и различную форму (круглые, продолговатые, кривые, «с крючками» и т. д.);

ü между атомами существует пространство, заполненное пустотой;

ü атомы находятся в вечном движении;

ü существует круговорот атомов: вещи, живые организмы существуют, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира;

ü атомы невозможно «увидеть» путем чувственного познания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: